Ретроспектива
14.02.2014
Украинский итальянец

Пожалуй, на всем пространстве бывшего Союза сложно найти более «невезучий» автомобиль, чем «Запорожец»! 

Как только ни изощрялись доморощенные острословы, каких только нелестных характеристик ни давали милому автомобильчику! «Полчаса позора — и ты на даче», «мыльница», «горбатенький», «брелок от Маза» и т.д. и т.п. Читатель без труда вспомнит два-три анекдота про Запорожец. Вот только один из них: «Водитель Камаза говорит напарнику: «Я же тебе говорил, что это Запорожец, а ты — ведро, ведро...». 

На самом деле автомобильчик был не только милым, но и довольно современным на 1960 год. Отправной точкой для начала работ по первому «Запорожцу» была легендарная модель Fiat 600 1955 года, так что ЗАЗ-965 на момент своего появления был очень передовой и современной конструкцией. Впрочем, надо заметить, что ни о каком плагиате речи не идет — конструкция была переработана в столь значительной степени, что говорить о прямом копировании большинства технических решений итальянского прототипа невозможно. 

Но самое главное — новая советская малолитражка стоила почти в три раза дешевле Газ-21! И хотя 1800 рублей после денежной реформы 1961 года тоже были солидной суммой, но ее уже мог скопить почти каждый. Вот что было главным в этой милой машинке — она открыла автомобильный мир для нескольких поколений советских автолюбителей.

Организаторы приближающийся выставки «Олдтаймер-Галерея» решили исправить эту давнюю несправедливость, представив вниманию посетителей «Запорожец», превосходно отреставрированный коллективом мастеров газеты «Авторевю». Это редкая «переходная» модель ЗАЗ-965 «Запорожец» 1962 года выпуска, произведенная незадолго до ноябрьской модернизации, когда ЗАЗ-965 превратился в ЗАЗ-965А. Четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 см3 и мощностью 23 л.с., накапотная эмблема в виде звезды и надпись «Запорожець» на передке — все это атрибуты оригинального «горбатого». 

«Авторевю» — всего лишь третий владелец этого экземпляра. Восстановить биографию нашего «Запорожца» в точности не удалось, но свою последнюю, сорок седьмую тысячу километров пробега машина прошла в начале девяностых годов прошлого века. Автомобиль редкого сиреневого цвета, хоть и был изрядно потрепан жизнью, оказался полностью комплектным. На кузове, конечно же, была ржавчина, но сквозных очагов нашлось не так уж много. На полное восстановление автомобиля коллективу реставраторов «Авторевю» потребовалось семь месяцев кропотливого труда. 

Самые длительные и серьезные работы пришлись на двигатель и коробку передач, восстановление которых было осложнено почти полным отсутствием запчастей для оригинального 750-кубового мотора. Поршни, кольца и цилиндры имели предельный износ, а один из поршней лопнул по приливам под запрессовку пальца. Попытки найти эти детали хотя бы в малоизношенном состоянии успехом не увенчались: их попросту не было ни у коллекционеров, ни у продавцов автоантиквариата. Поэтому изготовление поршней, колец, поршневых пальцев и других деталей пришлось заказывать на стороне. Запчасти для коробки передач мы разыскали в собственных запасах. Сборка силового агрегата проводилась силами наших реставраторов. Пришлось заказывать и новые шкворневые пальцы и втулки передней подвески, но остальные работы по ходовой части свелись к замене подшипников и подбору сальников. 

Кузов прошел пескоструйную обработку, но сквозные очаги коррозии обнаружились только на нижних кромках дверей, по низу передней панели кузова и в нише запасного колеса: их пришлось проваривать. Для подбора исходного цвета кузова были использованы участки под обивкой дверей, не тронутые солнцем и предыдущими владельцами. И традиционно мы оставили одну деталь с оригинальной заводской краской — это заслонка воздухооттока. В автомобиле полностью заменена обивка салона, причем удалось подобрать подлинную ткань для сидений и обивок дверей такой же фактуры, что и у исходной машины. А в довершение автомобиль обзавелся новыми оригинальными шинами, которые дожидались своего часа в запасниках «Авторевю». Этот симпатичный «Зазик», вызывающий массу чувств и эмоций — от улыбки до ностальгии, можно будет увидеть 7-10 марта в Сокольниках на выставке старинных автомобилей и антиквариата «Олдтаймер-Галерея».

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
shelby500
"Попытки найти эти детали хотя бы в малоизношенном состоянии успехом не увенчались: их попросту не было ни у коллекционеров, ни у продавцов автоантиквариата. "

Да вот товарищ руль нормальный к 966-му найти не может. А как владельцы горбатых "жужиков" выкручиваются вообще не понимаю. Правда, в Украине все-таки с деталями легче.

Щиток приборов в отличном состоянии, смотрю. Это редкость. Почему-то все, что я видел хоть чуть-чуть, но расплавлены. От солнца, наверное.
0
TUNER
"Щиток приборов в отличном состоянии, смотрю. Это редкость. Почему-то все, что я видел хоть чуть-чуть, но расплавлены. От солнца, наверное."

Я думаю пластик новодел.
0
shelby500
"Я думаю пластик новодел."

Если так, то молодцы. Сложная форма довольно...
0
олд джек
Лично знаком с коллективом Мастерской "Авто ревю" и могу сказать, что все их работы - истинные шедевры и результат титанического труда. Слово "халтура", или даже просто выражение "как нибудь" совсем из другой оперы, к ним такого эпитета не приставить)))
0
S_Iones
все их работы - истинные шедевры и результат титанического труда.

Все дело в том, что реставраторами в Авторевю работают бывшие конструкторы УКЭР АЗЛК, лично создававшие многие известные нам всем узлы и агрегаты Москвичей. Профессионалов, знающих матчасть автомобиля лучше, чем КОНСТРУКТОРЫ АВТОЗАВОДА, в природе НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

14.07.2014 Скарабей
Все статьи