Ретроспектива
10.01.2015
Ой, мороз, мороз!
Завтра в 17:00 в Сокольниках завершается удивительная выставка «Классическое Рождество», на которой нашлось место самым необычным рождественским забавам и подаркам — от детского картонного лабиринта до уникальных ретро-автомобилей. Завершаем мы и марафон новогодних публикаций, длившийся без малого полтора месяца. Напоследок приберегли самое интересное.

Автомобиль — один из главных героев на рождественских открытках столетней давности. Вот Санта-Клаус в костюме шофёра спешит с подарками, вот дети играют вокруг машинки, а вот водитель везет трубачей мимо кирхи. Разглядывая их, невольно задумываешься о том, какой была сама зимняя езда сто лет назад. Автовладельцы и тогда делились на «подснежников» и тех, кто за рулем круглый год.
Забавная картина: мотор заглох и автомобиль едет на «овсяном моторе» — паре лошадей, погоняемых кучером. И это ещё открытка с пожеланием Нового года! Наверное, шофёр чего-то не учел и оказался в таком позорном положении. Зимняя езда в те годы была занятием не из лёгких. Теплых гаражей не было, поэтому моторы приходилось прогревать перед пуском. Незамерзающая жидкость для системы охлаждения двигателя в магазине не продавалась — её приходилось разводить самостоятельно, используя спирт или глицерин. Или же заливать обычную воду, сохранять температуру мотора весь день, а потом сливать. В начале ХХ века преобладали открытые типы кузовов — фаэтоны и «торпедо», да и в закрытых было не намного теплее, чем на улице: штатных обогревателей в них не предусматривалось. Двигатель запускался не электростартером, а заводной рукояткой, да и сама система зажигания не отличалась особым совершенством — могла запросто начать чудить. Поэтому процесс пуска требовал немалых физических усилий и огромного терпения.
Одеваться тоже приходилось соответствующе. Вот на открытке мальчик с девочкой играют в пассажирку и галантного шофера. У автомобиля один из самых распространенных кузовов тех лет — лимузин с открытым управлением: шофёр сидит в открытом пространстве, а пассажир — в салоне. Поэтому шоферу требовались не только очки, защищавшие его от ветра и вьюги, но и теплая шуба. Такая, как изображенная на рисунке из журнала «Циклист» за 1903 год.
Автомобильные костюмы шились и для женщин, причем, как и положено дамской одежде с гораздо большим разнообразием фасонов, нежели для мужчин. Еще в 1899 году петербургский журнал велосипедной тематики «Самокат» просвещал читателей: «При этом небезынтересно заметить, что новый спорт приобрел себе наибольшее число друзей из среды представителей большого света, не гнушающихся лично управлять автомобилями и называться „автомобилистами“. Так, по крайней мере, обстоит дело во Франции. Даже дамы не отстают от своих отцов, мужей и братьев и с удовольствием катаются в новых экипажах, стараясь доказать этим, что они ничуть не ниже мужчин. Само собой разумеется, что вследствие всего этого движения, появились за границей специальные автомобильные моды».
Вот специальное манто для зимних поездок на машине — последний писк парижской моды 1905 года. Фото из российского журнала "Автомобиль
А вот Manteau Royal. Костюм предусматривал не только меховую шубу, но и меховую шляпку. Вообще, автомобильная мода лучше всего мотивировала женщин сесть за руль. Неизвестный автор, спрятавшийся за псевдонимом «шоффер», писал в журнале «Автомобиль» № 3 за 1903 год: «Если вы хотите какую нибудь современную красавицу посвятить в свою автомобильную веру — скажите ей, что костюм автомобилистки ей замечательно к лицу. Этого достаточно! Она тотчас же сделается самой ревностной chauffeuse. Сколько мы знали примеров, что многие дамы презирали велосипед, только потому, что им не нравились короткие юбки или шаровары! Но с автомобилем этого не случится. На широком, удобном механическом экипаже, будь то double phaeton или tonneau, можно расположиться с большим комфортом и нетрудно блеснуть своим туалетом».
Кстати, о дамских шляпках. Вот на открытке пассажирка не просто в шляпе, а еще и в специальном капюшоне из сурового шелка — он не только держал саму шляпу, но и защищал ее от дорожной пыли и грязи.
Подобные шляпы и капюшоны продавались в любом магазине автомобильных принадлежностей. Можно было купить и специальные автомобильные вуалетки, закрывающие лицо — в них предусматривалось слюдяное окошко для глаз.
Герой этого рождественского послания в стихах облачен в очки, кожаный шлем и, по-видимому, кожаный же балахон. Кожаная одежда в те годы не была чем-то престижным как сейчас, а являлась неотъемлемой частью гардероба людей технических профессий: машинистов, механиков, авиаторов и, конечно же, автомобилистов. Кожа хорошо переносила воздействие масла и бензина, плотно облегала тело, долго не истиралась, легко очищалась от грязи и защищала от холода и влаги.
Единственное, чего нет из элементов шофёрского облачения у героя этой открытки, так это перчаток. Перчатки могли быть и длинными – так называемые краги, с рукавом до локтя, защищающим манжеты. В Москве в «Петровском пассаже» располагался и магазин спортивной одежды «Жак», названный так в честь владельца – Якова Ивановича Стейнера. В «Жаке» продавалось все для велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов.
Пожалуй, шофёр с этой открытки одет правильнее всех: и теплая шуба, и очки, и перчатки. И даже ацетиленовые фары ярко освещают ему путь. Конечно же, в Новый год!
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
shelby500
Целый культурный пласт утрачен -- автоодежда! Сейчас садишься в чем попало и едешь. А раньше -- прямо целый ритуал. Впрочем, у байкеров со специально одежкой все в порядке. Куртка и джинсы с кевларовой подкладкой, например! :D

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

26.01.2014 Лорнет
04.12.2015 Юбилей GTI
Все статьи