Ретроспектива
13.02.2015
«Автомобили в погонах»

Полдюжины лет тому назад (точнее, осенью 2009 года) на российские телеэкраны вышел сериал «Автомобили в погонах». К тому времени информация об истории отечественного автомобиля была уже вполне общедоступна, разложена по нумерованным полочкам, сдобрена множественными экспертными толкованиями. Да и на телеэкране частенько появлялись разнообразные фильмы, программы и передачи «про машинки». 

Тем не менее, созданный в студии «Крылья России» телевизионный цикл «Автомобили в погонах» вызвал повышенное и пристрастное зрительское внимание. 

Во-первых, это была первая попытка выложить на «тайм-лайн» столетнюю историю отечественного армейского автомобиля. 

Во-вторых, форма подачи информации не раздражала спецов, но и не отпугивала дилетантов. Среди досмотревших (и дослушавших!) кино до финальных титров, были представители различных целевых аудиторий. И те, кто с завязанными глазами отличит ГАЗ-67 от ГАЗ-67Б. И те, кто впервые узнал про существование «ленд-лиза» с его Студерами и Виллисами. 

И, наконец, — в третьих! Именно это «в-третьих» определило художественно-историческую ценность данного видео-продукта. Шесть фильмов (по 38 минут каждый) на три четверти состояли из редкой кинохроники. А также редчайшей, уникальной и просто обалденной! 

Ее источниками стали архивы Специального КБ ЗИЛа, Научного автомобильного и автомоторного института, военного НИИИ-21 из подмосковных Бронниц. Свою лепту внесли закрома Минобороны: при Советской власти снимались сотни учебных фильмов с интригующими названиями. Например: «Колонна топлевозаправщиков на марше в условиях противодействия противника». 

Но самым обильным источником хроники стал расположенный в Красногорске Российский государственный архив кино-фото документов. Коротко — РГАКФД. Батальные сцены Первой и Второй мировых войн, строительство автозаводов-гигантов, демонстрация новой техники первым лицам государства, парадные колонны на Красной площади — это все «Красногорский архив». 

Вот только незадача! В сопроводительных монтажных листах, как правило, значилось: «Солдаты едут в кузове грузовика». Что это за «грузовик» — ЗИС-5, ГАЗ-АА или Додж ¾ - можно было выяснить, лишь отсмотрев бобину с кинопленкой. И таких бобин при работе над проектом «Автомобили в погонах» было перемотано более трех сотен! 

Ну, а когда не хватало кинокадров, в дело шли анимированные фотографии, компьютерная графика, а то и просто нарисованные от руки эскизы. Эклектическая разномастность видеоряда не помешала восприятию сериала. Что и понятно: жизнь — она ведь тоже из разных лоскутов скроена... 

Годом позже, в 2010-м, на суд зрителей был представлен следующий трехсерийный фильм той же студии и того же автора. 

«Погоня за Скоростью» для многих стала откровением. Разве в России и СССР существовал автоспрот? Этот вопрос возникал чуть ли не у каждого второго телезрителя, прильнувшего к экрану. 

А там, на экране... 

Пылили по европейским грейдерам гоночные «Руссо-Балты». Фаэтоны ГАЗ-А с наивными «аэродинамическими» обвесами упрямо тянулись к стопятидесяти километровому барьеру скорости. Грубо выколоченные из алюминиевых листов приплюснутые «Звезды» перекраивали таблицы мировых рекордов. Двухтонные ЗИЛовские монстры утюжили асфальт Минского шоссе. Кружковцы из Дворцов Пионеров залихватски крутили «фигурку» на «Москвичах», а их старшие товарищи на «Эстониях» покоряли гоночные «кольца» Пирита и Бикерниеки. 

«Погоня за Скоростью» напомнила о сражениях советских раллистов на трассах Европы, Австралии и Южной Америки. О жестких кроссах по бездорожью на серийных грузовиках. О победах отечественных картингистов — пусть и не на мировом уровне, а лишь в границах «социалистического лагеря». 

Целью этого сериала стало не возвеличивание нашего автоспорта, а попытка сохранить о нем добрую память. Удалось ли это сделать — вопрос к зрителям... 

В 2011-м году телеканал «Звезда» показал еще один автомобильный сериал с логотипом студии «Крылья России». Назывался он «Колеса Страны Советов. Были и небылицы». Откуда такое фривольное название? Так ведь история отечественного автомобиля обросла огромным количеством домыслов, сплетен и даже намеренных искажений. Тут без доброго юмора и незлой сатиры никак не обойтись. Острые зрительские языки определили стилистику этого сериала как «ироничный патриотизм». Мол, без слепого восхищения, но с искренним уважением! 

Автор фильма отошел от хронологического изложения фактов и событий в пользу свободного повествования. Вот такая, однако, история приключилась... 

Истории эти поведали о том, как итальянский Фиат превратился в советские «Жигули». Не то чтобы — из жабы в принцессу ... но повозиться все же пришлось. 

Или вот рассказ о том, какие машины в СССР создавались для партийно-правительственной элиты, а какие — для безногих инвалидов. Казалось бы: лимузины и мотоколяски, ничего общего. Да, как сказать... 

Карьерные самосвалы и рейсовые автобусы — им тоже нашлось достойное место на телеэкране. 

Сериал получил продолжение в 2012-м году. 

Вот темы «Колес Страны Советов № 2». 

«Легенда среднего класса» — история появления, производства и эксплуатации горьковской «Победы». 

«Направление вместо дорог» — а это про «гражданские» вездеходы, боровшиеся с неистребимым российским бездорожьем. 

«Московский донор камского гиганта» — реинкарнация опытного ЗИЛа в серийный КамАЗ. 

«В поисках движущей силы» — нетрадиционные источники питания для автотранспорта. Троллейбусы, электромобили, паровые и газотурбинные машины... 

«Колеса Страны Советов» довольно активно обсуждались в Интернет-сообществе и в частных беседах. На пять положительных заключений о фильме приходилось в среднем четыре длинных списка замечаний и одна гневная отповедь. Ее автором, как правило, был Глубокий Историк, точно знающий, сколькими болтами крепилось переднее крыло «Москвича». Честь ему за это и хвала! Но не надо путать видеофильм общего применения со специализированными энциклопедиями и справочниками. Миссия научно-популярного документального фильма, не перегружая зрителя технической информацией, оставить у него после просмотра приятное послевкусие. 

Ставилась, конечно, и «задача-максимум» — вызвать интерес к национальной истории техники, сохранить ее великие страницы и даже отдельные, мелко исписанные листочки... 

Осенью прошлого года на телеканале «Звезда» состоялась премьера третьего выпуска «Колес...». А буквально вчера появился официальный тираж этого сериала на DVD. Слово «официальный» стоит выделить: в Сети эти фильмы можно было скачать уже через несколько часов после демонстрации в эфире. Конечно, далеко не всех беспокоит законность данного деяния, равно как и качество выложенных на сайтах копий. Как бы там ни было, но количество пиратских скачиваний подтвердило: у «Колес Страны Советов» существует немалая зрительская аудитория. 

Её представителей мы приглашаем приехать 7 марта в Сокольники, где на выставке «Олдтаймер-Галерея» состоится встреча с режиссером и сценаристом всех вышеперечисленных фильмов Андреем Крюковским. 

Формат мероприятия — дружеский разговор на фоне большого телеэкрана. Каждый из вас сможет задать Андрею Владимировичу вопросы, вступить с ним в спор, обосновать свое мнение, высказать пожелания. 

И, заодно, приобрести красивую упаковку с DVD, на которой будет написано: «Уважаемому Зрителю от благодарного Автора».

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
TUNER
Смотрел. Очень интересно и познавательно. Побольше бы сериалов такого формата.
0
Олдджек
чем больше людей посмотрят - тем больше надежд на правильное будущее.
0
shelby500
Пока полностью не осилил (недавно узнал), но кино интересное и полезное).
0
TUNER
Согласен с Евгением целиком и полностью.
С удовольствием пересмотрю еще не раз) А если появятся новые выпуски, то это вообще будет замечательно!
0
S_Iones
«Погоня за Скоростью» для многих стала откровением. Разве в России и СССР существовал автоспрот? Этот вопрос возникал чуть ли не у каждого второго телезрителя, прильнувшего к экрану.

Ну, ну! Автоспрота в СССР может и не было... а АВТОСПОРТ был!!! И замечательный!

Не понимаю, как ВОТ В ЭТОМ вообще можно сомневаться!

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи