Ретроспектива
01.03.2015
Варшава - Сталину

Когда сегодня говорят, что Варшава была полностью разрушена во время войны — мало кто может вообразить как это выглядело на самом деле. 

Это был просто лунный пейзаж и груды щебня. О масштабе разрушений может свидетельствовать факт, что всерьез рассматривалась возможность просто перенести столицу Польши в другое место. Построить миллионный город в другом месте было просто дешевле... 

Решили восстанавливать не обращая внимания на стоимость. Как символ Победы. Как символ стойкости польского народа. 

Первым делом надо было восстановить транспорт. Есть редкие, никогда не использованные в кинохронике, кадры послевоенной польской столицы. Там запечатлено открытие восстановленной после войны трамвайной линии. 

Трудно поверить — но эта линия проходит через самый центр Варшавы. А то что можно принять за поля и пустыри — полностью разрушенные и стертые с лица земли кварталы старого города. Вот среди просто ровного поля щебня из старых каменных домов предвоенной столицы и восстанавливали трамвайную сеть. С большой и неоценимой помощью Советского Союза. Например ремонтными машинами. 

Сегодня об этом не принято говорить. Всего несколько очень скромных строчек можно найти сегодня на сайте администрации городского транспорта Варшавы о машинах технической помощи на базе ЗиС-5. И ни одной фотографии этой машины. А о подарке от варшавских транспортников Сталину на 70-летие в виде модели такой машины — вообще написано пару слов. 

«В трамвайных мастерских было создано пять машин технической помощи на базе советских ЗиС-5. Их создание было закончено в 1946 году. Машины развивали скорость 40 км/ч и были оборудованы подъемной платформой с ручным приводом. Макет такой машины с подъемником, работники MZK передали в качестве подарка самому Сталину». 

А между тем, в стертой с лица земли Варшаве — такие машины сделали огромное дело. В 1946 году с помощью таких машин было восстановлено почти 200 км трамвайных путей!!! 

Кстати — маленький и забытый момент. Сотни километров медных проводов для варшавских трамвайных линий — тоже было подарено разрушенным и недоедающим Советским Союзом... 

Да и многие трамваи в польскую столицу вернула советская комендатура Берлина. О чем рассказывает другая старая кинохроника.

Сейчас об этом вспоминать не принято. Как не принято вспоминать и о других подарках товарищу Сталину от благодарных поляков...Между тем, «макет машины с подъёмником» прекрасно сохранился в запасниках Политехнического музея и с 6 по 9 марта его можно будет увидеть на выставке «Подарки вождям» в Сокольниках среди полусотни других экспонатов, у каждого из которых тоже есть своя история.



__________________________


Любителям военной истории и техники стоит посетить фестиваль «Моторы Победы» (6-9 марта, КВЦ «Сокольники»). Это уникальная возможность прикоснуться к боевой технике, пообщаться с поисковиками и реставраторами, сфотографироваться в форме военных лет, отведать солдатской каши, посмотреть кинофильмы с живыми комментариями участников съёмок, а на стенде военно-исторической игры War Thunder даже ощутить себя пилотом времен Великой Отечественной войны с помощью шлема виртуальной реальности Oculus Rift и профессионального джойстика.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Олдджек
на кой так зверски было маркером писать инвентарный номер? неужто на днище нигде живого места не нашлось?)))
0
shelby500
Евгений Магаков, Представляю себе уставшую от жизни тетку, которой все эти "глупые игрушки" глубоко не понятны. Вот написал где удобно и пошла пить чай с печеньками).
0
ivanko1969
Вспомнилось бессмертное творение Э.Рязанова http://www.youtube.com/watch?v=iMpxko8BIdw&feature=player_detailpage#t=94

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

04.03.2014 The Moscow car
Все статьи