Ретроспектива
06.03.2015
По обе стороны фронта

Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу представит в рамках военно-исторического фестиваля «Моторы Победы» любопытную экспозицию, в которой будут представлены образцы техники, воевавшей друг против друга – автомобили Красной Армии и Вермахта. 

В Красной Армии самыми распространенными грузовиками были «полуторки»– автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ к 1941 году составляли 58,5% автопарка. И хотя к началу войны эти модели уже были устаревшими, но к их несомненным достоинствам следует отнести простоту конструкции, хорошую ремонтопригодность и неприхотливость к низкосортному топливу. Кроме этого, не было проблем с поставкой и взаимозаменяемостью запчастей, в то время как у автотранспортников вермахта, имевшего весьма разномастный парк машин, такие проблемы возникали часто. 

«Полуторки» были везде – перебрасывали войска, таскали орудия, эвакуировали раненых, возили боеприпасы и продовольствие. Совершенно незаменимыми оказались «полуторки» на «Дороге жизни» – ледовой трассе, связывающей находящийся в блокаде Ленинград с «большой землей». Благодаря своей легкости полуторатонные грузовики курсировали по льду Ладожского озера до самого начала таяния льда, доставляя грузы в осажденный город, в то время как более тяжелые машины уже проваливались под лед. 

Самым распространенным легковым автомобилем в Красной Армии была «Эмка» ГАЗ-М1 или как её ласково называли шофера «Эмочка». Буква М в индексе модели возникла от того, что Горьковский автозавод носил имя председателя Совета Народных Комиссаров СССР Вячеслава Михайловича Молотова. Отсюда и возникло народное прозвище ГАЗ-М1 – «Эмка». 

На фестивале Музей ретро-автомобилей покажет ГАЗ 11-73 – модификацию «Эмки» с шестицилиндровым мотором и измененной облицовкой радиатора и капотом. Машина высоко ценилась командным составом Красной Армии. 

У офицеров Вермахта нашелся свой автомобильный кумир – огромный Opel Admiral. Автомобиль как будто специально проектировали для российских дорог: только его подвеска системы Дюбонне (пружина с амортизатором внутри) могла сгладить «сталинский асфальт» – гравий, перемешанный с песком и превратившийся со временем в «стиральную доску» с поперечными волнами. 

Такими же качествами отличалась и более массовая модель – Opel Kadett, представленная в экспозиции в типичной вермахтовской окраске, с нанесенными знаками различия и установленными противотуманными фарами. 

К концу войны большинство «Опелей» стали трофеями. «Адмирала» оценили советские военачальники - генерал-полковник танковых войск Катукова, маршалы Конев и Баграмян. Один трофейный Opel Admiral спас жизнь маршалу Василевскому. Вот цитата из его мемуаров: «Мне очень хотелось посмотреть Севастополь в первый же день его освобождения. Переезжая через одну из фашистских траншей в районе Мекензиевых гор, наша автомашина наскочила на мину. Каким образом там уцелела мина, невозможно понять: за двое суток по этой дороге прошла не одна сотня машин. Произошел невероятный случай: мотор и передние колеса взрывной волной были отброшены от кузова на несколько метров в сторону, шоферу лейтенанту В. Б. Смирнову повредило левую ногу. Я сидел рядом с ним в кабине и получил весьма ощутимый ушиб головы. Мелкие осколки стекла поранили мне лицо». 

Также на стенде Музея ретро-автомобилей будет показан американский Buick 1935 года – таким могли пользоваться советские офицеры, немецкий DKW-F8 с кузовом из фанеры и лидерина, внедорожник ГАЗ-67 и бронеавтомобиль БА-64. 

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
shelby500
"Полуторки" использовали и германской армии. В начале войны были захвачены склады запчастей и сами машины. Многим шоферам-немцам они были знакомы -- почти тот же самый Форд-АА, которые выпускались в Германии и во Франции. А некоторые трофейные ЗиС-5 прослужили в вермахте почти-что до конца войны, потом снова были отбиты нашими обратно. Вот такой вот двойной трофей!))

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

18.03.2014 Гигант
31.12.2013 Новый год
Все статьи