Ретроспектива
02.03.2016
Герой Великой Отечественной
Мастерская Евгения Шаманского вновь представит на Олдтаймер-Галерее гусеничный тягач СТЗ-5 «Сталинец», найденный в местах боёв и проходящий сейчас реставрацию. На одной из прошлых выставок «Сталинец» демонстрировался в том виде как был найден — ржавым и полуистлевшим, на этот раз можно будет увидеть, насколько продвинулись реставраторы в процессе воссоздания реликвии времен Великой Отечественной.
История тягача СТЗ-5 полна драматических и героических моментов. СТЗ — это сокращенное название Сталинградского Тракторного Завода им. Ф. Э. Дзержинского, строительство которого началось в 1926 году. 17 июня 1930 года с заводского конвейера сошёл первый колесный трактор, а через пару лет завод вышел на проектную мощность — выпускал по 144 машины в сутки. В 1937 году завод освоил гусеничные трактора: СТЗ-3 с керосиновым двигателем и унифицированный с ним артиллерийский тягач СТЗ-5. Оба — отечественной разработки, ориентированные на массовое производство. К 17 июня 1940 года СТЗ выпустил 232700 тракторов, что составляло более половины тракторного парка страны.
В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34, танковых двигателей и тягачей СТЗ-5, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт. Все комплектующие завод был вынужден делать самостоятельно из-за разрыва кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. СТЗ продолжал работать и после прорыва Вермахта в Сталинград и уличных боёв в непосредственной близости к заводу.
Немцы придавали Сталинградскому тракторному особое значение. «14 октября началась самая большая в то время операция: наступление нескольких дивизий (в том числе 14-й танковой, 305-й и 389-й пехотных) на тракторный завод имени Дзержинского, на восточной окраине которого находился штаб 62-й армии русских. Со всех концов фронта, даже с флангов войск, расположенных на Дону и в Калмыцких степях, стягивались подкрепления, инженерные и противотанковые части и подразделения, которые были так необходимы там, где их брали. Пять саперных батальонов по воздуху были переброшены в район боев из Германии. Наступление поддерживал в полном составе 8-й авиакорпус. Наступавшие войска продвинулись на 2 км, однако не смогли полностью преодолеть сопротивление трех русских дивизий, оборонявших завод, и овладеть отвесным берегом Волги. Если нашим войскам удавалось днем на некоторых участках фронта выйти к берегу, ночью они вынуждены были снова отходить, так как засевшие в оврагах русские отрезали их от тыла». Это цитата из книги «Поход на Сталинград» немецкого генерала Ганса Дёрра, повествующего о штурме одного из самых главных объектов в Сталинграде.
А вот отрывок из мемуаров Василия Ивановича Чуйкова, в те дни командовавшего 62-й армией: «То, что я увидел и услышал на улице, особенно в направлении Тракторного завода, трудно описать пером. Ревели моторы пикирующих бомбардировщиков, выли бомбы, рвались снаряды зениток в воздухе, а их трассирующие траектории расчеркивали в небе пунктиры. Кругом все гудело, стонало и рвалось. Пешеходный мостик через Денежную протоку, собранный из бочек, был разбит и отнесен далеко течением. Вдали рушились стены домов, полыхали корпуса цехов Тракторного завода».
Ремонт танков и тягачей на СТЗ прекратился только в день прорыва немецкой пехоты на территорию завода — 14 октября 1942 года. Оборонявшая его 37-й гвардейская дивизия генерала Желудева почти полностью погибла. «Это был жутко изматывающий бой, — писал офицер немецкой 14-й танковой дивизии. — Танки со скрежетом заползали на груды щебня, пробивались через разрушенные цеха, в упор расстреливали дворы и узкие улочки. Множество танков было подбито, ещё больше подорвалось на минах противника. Снаряды, ударяясь о металлические конструкции, высекали снопы искр, которые в копоти и дыму разлетались в разные стороны».
Продукция СТЗ воевала на всех фронтах Великой Отечественной. В начальный период на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша», а во время обороны Одессы осенью 1941 года несколько десятков тягачей превратили в так называемые «Одесские танки»: они получили броню и пулемётное вооружение.
Однако большая часть СТЗ-5 воевала в артиллерии, таская 122-мм гаубицы и другие орудия. Тягач был настолько силён, что мощности одного «Сталинца» хватало для одновременной буксировки всех орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы войны.
Всего выпустили 9944 тягачей СТЗ-5, в том числе 3438 единиц до начала войны. Уцелели из них единицы, как этот «Сталинец», находящийся в процессе реставрации в мастерской Евгения Шаманского.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
ТИЗ
Вот сильно я сомневаюсь, что транспортный трактор СТЗ-5-НАТИ носил название "Сталинец". Пропашные трактора - да, комбайны - да, а вот тягач - это вопрос...
0
Ivan_18
В заметке явно не хватает фото легендарного "одесского танка". Как раз перечитывал военные дневники К.М.Симонова, он про них упоминает.

0
Ivan_18


Но этот вроде не на базе СТЗ-5-НАТИ, а какого-то другого трактора.
0
shelby500
Ivan Barantsev, Шасси совсем другое, пушка не функциональная. Точно на испуг! :)

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

05.11.2014 Варта
21.08.2015 На старт!
Все статьи