До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
05.03.2016
Дело – труба
Настоящим открытием Олдтаймер-Галереи оказался один из самых редчайших советских автомобилей — малолитражка НАМИ-1, производство которой началось в конце 20-х годов. Предполагалось, что она станет первой массовой моделью и способствует автомобилизации СССР, но все ограничилось несколькими сотнями машин, что делает НАМИ-1 подлинным раритетом. И вот мастерcкая Simonov Motors представила на выставке недавно обнаруженный экземпляр.
Собственно, это не сам автомобиль, а только уцелевшее шасси, но даже в таком виде такая находка — настоящая сенсация. Известно только два уцелевших автомобиля, один из которых находится в фондах Политехнического музея, а второй — в музее завода «Гидромаш» в Нижнем Новгороде. Шасси без кузова есть в музее газеты «Авто-Ревю», а еще один мотор — в коллекции Евгения Шаманского.
Модель НАМИ-1 была разработана в 1925 году Научным автомоторным институтом (отсюда и название — НАМИ) на базе дипломного проекта молодого инженера Константина Андреевича Шарапова под названием «Малолитражный автомобиль для российских условий эксплуатации и производства». Выпускалась малой серией в Москве на Государственном автомобильном заводе № 4 «Спартак». Проект НАМИ-1 представлял собой попытку соединить простоту конструкции, дешевизну и иные положительные качества мотоцикла с коляской или сайклкара с комфортабельностью четырёхместного малолитражного легкового автомобиля.
Первое упоминание о НАМИ-1 в прессе относится к августу 1925 года — публикация в журнале «Мотор», а полный комплект чертежей был готов уже к лету следующего, 1926 года. Окончательное решение о производстве было принято Государственным трестом автомобильных заводов «Автотрест» к началу 1927 года.
Основой НАМИ-1 являлась хребтовая рама в виде стальной трубы диаметром 135 мм, которая жёстко крепилась к фланцам картеров силового агрегата и редуктора главной передачи. Труба обладала большой жёсткостью на кручение и весила значительно меньше традиционной рамы лонжеронного типа, а также позволила сэкономить на отсутствии карданных шарниров. Из-за такой конструкции шасси задняя подвеска автомобиля была независимой, в виде качающихся полуосей с поперечной рессорой. Передняя подвеска оставалась зависимой, на двух продольных четверть-эллиптических рессорах, причём все её узлы, как и рулевое управление, монтировались на картере силового агрегата, что облегчало сборку автомобиля на заводе. Длинноходная подвеска в сочетании с малой массой обеспечивала высокую проходимость автомобиля по грунтовым и просёлочным дорогам.
Двигатель НАМИ-1 был V-образный двухцилиндровый «воздушник» с верхним расположением клапанов, рабочим объёмом 1163 куб см и мощностью 22 л. с., которых хватало, чтобы разогнать небольшой автомобиль весом 700 кг до скорости 90 км/ч. В целом, малолитражка НАМИ-1 получилась очень лёгкой, даже с учётом перевеса в массовом производстве лишь на несколько сот килограммов тяжелее мотоцикла с коляской. Однако конструкция была «сырой», в особенности в плане технологии изготовления, и возможностей для её доведения до пригодного к массовому производству уровня в приемлемые сроки в стране на тот момент не было. В общей сложности с 1927 по 1930 год выпустили 369 автомобилей НАМИ-1, а по другим источникам — 512.
В те годы в СССР ещё не была налажена система госзакупки и распределения легковых автомобилей, а из-за выпуска в крайне небольших количествах себестоимость НАМИ-1 в серийном производстве оказалась очень высокой, что повлияло на розничную цену в размере 8000 рублей. Такая цена оказалась неподъёмной для потенциальных покупателей даже в условиях резкого дефицита любых легковых автомобилей. В результате практически все выпущенные машины были централизованно выкуплены «Автодором» и распределены между гаражами государственных ведомств. В эксплуатации НАМИ-1 вызывали множество нареканий, причём обусловлены они были преимущественно не конструкцией автомобиля, а именно низким уровнем её исполнения.
1 октября 1930 года, через неполные три года после начала выпуска, производство НАМИ-1 было прекращено по распоряжению «Автотреста» в силу фактической невозможности исправления дефектов производства в имевшихся экономических и производственных условиях.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

Страницы: Пред. 1 2
0
shelby500
Serge Stoyanov, У меня "Запор" 968А работал 100 тыс. Что я делал не так?)

А 30-50 тыс. это могло быть на "Волынянках" из-за тяжелых условий эксплуатации.
Страницы: Пред. 1 2

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

04.03.2014 The Moscow car
05.11.2014 Варта
Все статьи