Ретроспектива
15.02.2017
Сухопутные яхты русского царя
В России название этой французской марки писали по-разному: «Делонэ-Белльвилль», «Делоне-Бельвиль», «Делане-Бельвилль» и даже слитно как «Делонебельвиль». Акционерное общество S.A. des Automobiles Delaunay-Belleville было основано в 1903 году, но еще задолго до начала производства автомобилей это словосочетание сделалось известным всему миру: предприятие изготавливало паровые котлы для боевых кораблей, состоящих на вооружении у разных стран, включая и Российский Императорский флот. Так, 24 горизонтально-водотрубных котла «системы Бельвиля» вырабатывали пар для двух трёхцилиндровых паровых машин тройного расширения, приводивших в движение императорскую яхту «Штандарт».
Самым первым «Делоне» в Собственном Его Императорского Величества гараже гараже стал 40-сильный трипль-фаэтон 1906 года выпуска – таким термином в те времена обозначался открытый автомобиль с тремя рядами сидений. Еще через два года приобрели более новую модель с мотором мощностью 70 л.с. и кузовом ландоле работы парижской фирмы J. Rothschild et Fils, Rheims et Auscher («Ротшильд и сыновья, Реймс и Аушер»). Ландоле сделали по запатентованной самой кузовной фирме системе – его механизм позволял раскладывать верх в трех позициях: он мог быть закрытым или наоборот полностью открытым, а также в виде ландоле, когда открыта только часть крыши над задними пассажирами. При этом и салонная перегородка, и боковые рамки окон могли складываться. Появление этого автомобиля Николай II даже отметил в своем дневнике, вот завись от 26 июля 1908 года: «После завтрака отправился на новом 80-сильном моторе в Красное Село». Примечательно, что не только в царском дневнике, но и в документах гаража мощность мотора ландоле указывалась как 80 л.с. – на десять «лошадей» больше, чем в каталоге самой фирмы.
В 1909 году появился третий «Делоне-Бельвиль» – с кузовом лимузин, изготовленным фирмой Kellner et ses fils, название которой переводится как «Кельнер и сыновья». На этом автомобиле Собственный Его Императорского Величества Гараж потребовал предусмотреть двойные рулевые тяги, двойную систему зажигания, дисковое сцепление вместо конусного, запуск двигателя с места водителя, а также бесшумное и плавное трогание и такое же торможение. Последнее удалось осуществить, снабдив шасси сложной пневматической системой – сжатый воздух, подаваемый в цилиндры, приводил в движение автомобиль, а переключение двигателя в режим компрессора превращало его в пневматический тормоз.
На крыше лимузина находилась стеклянная галерея, позволявшая стоять в салоне в полный рост, на окнах присутствовали жалюзи, а в передней стенке – шкафчик с дорожным несессером. И еще электрическое освещение салона и водяное отопление от системы охлаждения двигателя. В автомобиле было три ряда сидений – средний представлял собой два кресла, а задний являлся сплошным диваном. Сам Николай II предпочитал сидеть на левом кресле.
Позже добавились еще пять «Делоне» модели 45HP – два ландоле, лимузин и два фаэтона. Один из фаэтонов 1914 года стал основной фронтовой машиной Николая II в Первую Мировую войну. Интересный факт: на трёх «Делоне» 45HP пробку радиатора украшала свастика – один из любимых символов императрицы Александры Федоровны.
После революции царские «Делоне-Бельвили» попали в автобазу Временного правительства, а оттуда уже к большевикам. В автомобильной базе Совнаркома и Гараже Особого назначения они использовались до конца 20-х годов – настолько надежными оказались эти машины. На выставке «Первые моторы России», которая пройдет в Сокольниках с 8 по 12 марта в рамках 26-й «Олдтаймер-Галереи», можно будет увидеть сразу два «Делоне-Бельвилля», точь-в-точь такие же, как те, что 110 лет назад начинали службу в Собственном Его Императорского Величества гараже.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

18.03.2014 Гигант
10.07.2014 Mercer Type 35R
Все статьи