Ретроспектива
16.02.2017
Поставщик
Императорского Двора
Собственный Его Императорского Величества гараж был официально учрежден в 1907 году, но к тому моменту среди царских автомобилей уже насчитывалось целых четыре «Мерседеса», приобретённых годом ранее. Это были два лимузина – синего и красного цвета, темно-зелёное ландоле и автомобиль с полуоткрытым синим кузовом. Первоначально они числились императорскими автомобилями, но с появлением в гараже Его Величества новых машин, постепенно перешли в разряд свитских.
В списках автомобилей Императорского гаража значился и лимузин российской марки «Лесснер» 1908 года выпуска – лицензионная копия «Мерседеса», изготовленная в Санкт-Петербурге на машиностроительном заводе Лесснера. Кузов для него изготовила придворная экипажная фабрика «Ив. Брейтигам». Этот «Лесснер» числился свитским автомобилем, Николай II никогда не использовал его для своих поездок.
В 1911 году царский гараж вновь обратился к «Мерседесу», купив для царя фаэтон модели 16/40PS с двигателем системы Найта. В начале XX века американец Чарльз Найт создал четырехтактный двигатель с альтернативной системой газораспределения – вместо клапанов с валами и штангами он применил систему подвижных гильз с боковыми отверстиями, которые приводились дополнительными шатунами от коленвала: при перемещении вверх-вниз гильзы открывали или закрывали впускные и выпускные отверстия, впуская топливную смесь и выпуская газы. В отечественной технической литературе тех лет гильзы Найта называли золотниками или подвижными муфтами. Моторы с такой необычной системой газораспределения отличались значительно меньшей шумностью по сравнению с классическими клапанами, но были сложнее и дороже в производстве.
В 1912 году компания Daimler Motoren Gesellschaft удостоилась самого почётного в Российской Империи звания – поставщик Двора Его Императорского Величества. Звание поставщика присваивалось канцелярией министерства императорского двора – для его получения требовалось соблюдение ряда условий: добросовестные поставки двору «по сравнительно малым ценам» товаров или работ собственного производства в течение 8 – 10 лет, участие в промышленных выставках и отсутствие рекламаций от потребителей. Автомобили «Мерседес» полностью отвечали подобным требованиям.
Кроме императорских в Собственном Его Величества гараже насчитывалось ещё несколько «Мерседесов»: свитские ландоле, две походные кухни и автомобиль дворцового коменданта. Сам Николай II пользовался «Мерседесами» вплоть до 1914 года. С началом Первой Мировой войны появляться на публике в немецком автомобиле для него стало неприемлемо.
Увидеть коллекцию «Мерседесов» дореволюционного периода можно будет на выставке «Первые моторы России», посвященной 110-летию Собственного Его Императорского Величества гаража. Выставка пройдет в рамках 26-й «Олдтаймер-Галереи» в КВЦ «Сокольники» с 8 по 12 марта 2017 года.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

12.09.2013 Quadrifoglio Verde
05.11.2014 Варта
15.10.2013 Мундштук
Все статьи