Ретроспектива
20.02.2017
Свастика в автомобильной истории
Свастика традиционно считается украшением автомобилей фашистских бонз: она развевалась на флагштоках, закрепленных у передних крыльев «Мерседесов», «Хорьхов», БМВ, «Опелей» и прочих машин Третьего Рейха. Еще её можно было увидеть нарисованной на борту – расправивший крылья орёл держал в когтях венок, в котором красовалась развернутая на 45˚ свастика. Но это всё были украшения автомобилей – никогда, например, свастика не устанавливалась на пробку радиатора, даже на «Мерседесе» самого рейхсканцлера. На всех кадрах хроники видна фирменная трёхлучевая звезда Mercedes-Benz.
Но были в автомобильной истории и другие эпизоды, когда свастика являлась одной из деталей самого автомобиля. Именно этот знак являлся логотипом американской автомобильной фирмы Krit, существовавшей с 1909 по 1916 год. К персоне Адольфа Гитлера она явно не имела никакого отношения – тот в те годы еще рисовал картины в Вене. Появление свастики на пробке радиатора объясняется очень просто – владельцы фирмы выбрали этот древний символ благополучия в качестве знака своей марки.
В те годы, кстати, мало кто уделял этому внимание – большинство логотипов представляло собой обычную надпись. Если и были символы, то связанные с историей самой фирмы. Например, на французских автомобилях «Берлие» был изображен паровоз, а на радиаторах «Руссо-Балтов» – двуглавый орёл, своеобразный знак качества Российской Империи. Одним из первых символов в автомобильной истории стала и мерседесовская трёхлучевая звезда.
Кстати, автомобили марки Krit можно было купить и в Российской Империи – ими торговало техническое бюро «Бр. Кернер и К». Такую вот лаконичную рекламу можно было встретить в московском журнале «Автомобилист» в 1913 году. Еще братья Кернер являлись торговыми представителями марки «Хорьх», но торговля шла не очень – владельцев автомобилей Krit и Horch в дореволюционной Москве было по пальцам пересчитать.
А самыми заметными автомобилями со свастикой были «Делоне-Бельвили» императора Николая II. Свастика не являлась логотипом этой французской фирмы – её устанавливали на некоторые автомобили Собственного Его Величества гаража уже в России. Всего таких машин было четыре – два фаэтона «Делоне-Бельвиль» 45НР разных лет выпуска, лимузин «Делоне-Бельвиль» 45НР и маленький «Бебе-Пежо» наследника цесаревича. Первоначально фаэтон «Делоне-Бельвиль» 45HP, приобретенный в 1912 году, был без свастики. Вот фото 1912 года.
Нет её и в мае 1913 года, когда праздновалось 300-летие Дома Романовых. Зато она есть на лимузине, заснятом в июле 1913 года.
На фаэтоне же свастика то появлялась, то исчезала. Вот май 1914 года, поездка в Козьмодемьянский монастырь – свастика есть.
А во время визита президента Франции Раймона Пуанкаре в начале июля 1914 года её на автомобиле уже нет.
Не исчезала свастика только с капота фаэтона 1914 года выпуска – основного фронтового автомобиля Николая II.
Когда именно появилась свастика на автомобилях Николая II и по какой причине – можно только гадать. Произошло это примерно в конце весны или в начале лета 1913 года. Почему на фаэтоне 1912 года выпуска свастика то появлялась, то исчезала – тоже загадка. Наверняка, не обошлось без влияния Александры Фёдоровны, любившей этот символ. Нарисованные рукой императрицы свастики нашли и в комнатах Ипатьевского дома – последнего пристанища Романовых.
Свастика также присутствовала на обложке дневника императрицы и других её личных вещах, она помечала этим знаком письма и подарки. Примечательно, что свастики не было на автомобилях, которыми пользовалась Александра Фёдоровна – ландоле «Рено» и «Пежо».

Так что свастика остается если не загадкой императорской семьи, то уж Собственного Его Величества гаража – точно. Истории императорского гаража будет посвящена выставка «Первые моторы России», которая пройдет в Сокольниках с 8 по 12 марта в рамках 26-й «Олдтаймер-Галереи».
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

12.11.2013 Запонки
15.05.2014 MuscleJeep
18.07.2014 Porsche 917K 1969
04.03.2014 The Moscow car
Все статьи