Ретроспектива
04.03.2017
В начале славных дел
Первые мотоциклы появились в России в 1894 году – это были аппараты немецкой фирмы Гильдебранд и Вольфмюллер. (Hildebrand & Wolfmuller). Первые «моторы», как их тогда называли, были привезены энтузиастами из Европы, в последующем они продавались в нескольких крупных велосипедных магазинах. Поначалу мотоциклеты в кругах фанатиков идеи самопередвижения вызывали всеобщее восхищение, но сложность их эксплуатации поумерила восторги…

К слову, в ту пору слово «мотоцикл» еще не стало общеупотребительным и мотовладельцев называли «мотористами», «самокатчиками» и «мотоциклетчиками», а их машины, соответственно – «моторами», «моторными самокатами», «мотоциклетками». В 1895 году во Франции появился новый тип машины, в корне изменивший отношение к легким самодвижущимся экипажам. Французские изобретатели и предприниматели граф Альбер де Дион и Жорж Бутон получили патент на конструкцию и начали производство на собственной фабрике моторных трициклов «Де Дион-Бутон». Годом позже первые моторные трициклы оказались в России и сразу стали популярными. Среди владельцев «Де Дионов» были и члены Императорской фамилии, Великие Князья Георгий и Михаил Александровичи – родные братья Николая II . Мотоциклеты быстро распространились по Российской Империи, появились первые клубы, магазины, стали проводить состязания, о мотористах охотно стала писать пресса. Множество энтузиастов колесило по дорогам страны, путешествуя, соревнуясь и просто перемещаясь по своим делам. Во втором десятилетии ХХ века в Русской Императорской Армии уже были специальные мотоциклетные подразделения, насчитывавшие сотни «двухколесных моторов».

На 26-й «Олдтаймер-Галерее», которая откроется в Сокольниках через три дня, будет показана коллекция мотоциклов 1899-1916 годов отечественного и зарубежного производства, военных аппаратов времени Первой Мировой войны и признанных технических шедевров 100-летней давности. Экспозиция расскажет о чудесной романтической эпохе первых шагов мотоциклетного дела в Российской Империи.
Моторный трицикл Cudell, Германия. 1899. В 1895 году во Франции появился новый тип машины, в корне изменившей отношение к легким самодвижущимся экипажам. Французские изобретатели и предприниматели граф Альбер де Дион и Жорж Бутон получили патент на конструкцию и начали производство на собственной фабрике моторных трициклов «Де Дион-Бутон». Компоновочная схема этих машин была достаточно проста: экипажная часть классического трицикла с педальным приводом; одноцилиндровый четырехтактный двигатель воздушного охлаждения устанавливался за задней осью и приводил в движение колеса через шестеренчатый механизм и дифференциал. Трициклы оказались настолько востребованы и популярны, что множество европейских фирм начали их производство по лицензии «Де Дион Бутон». Именно на таких моторных трициклах российские мотористы участвовали в «Первой гонке моторов» осенью 1898 года под Петербургом. Германская фабрика Cudell также производила трициклы, используя французские моторы. Данный экземпляр изготовлен в 1899 году и, по некоторым данным, принадлежал одному из Великих Князей. Достоверно известно, что трицикл хранился в гараже Гатчинского дворца, откуда поступил на Ипатьевские военные склады, а с 1941 годы был передан в Политехнический музей.
Triumph, модель «Н». Великобритания. 1915. Британская компания Triumph была основана в городе Ковентри в 1886 году и занималась производством велосипедов. Первый свой мотоцикл фирма построила в 1902-м, а уже к 1910 году годовой выпуск мотоциклов «Триумф» превысил 1000 штук. В годы Первой Мировой войны в войска Антанты (в том числе и в Русскую Армию) поступило более 30000 мотоциклов модели «Н». За надежность и неприхотливость мотоцикл получил фронтовую кличку «Trusty» - «Верный».
«Россия», фабрика А. Лейтнера в Риге. 1903. На старейшей велосипедной фабрике «Россия» в Риге, принадлежавшей Александру Александровичу Лейтнеру, с 1903 по 1907 строили мотоциклетки с немецким четырехтактным одноцилиндровым двигателем Fafnir объемом 250 куб. см и мощностью 2,5 л.с. Машина в снаряженном состоянии весила 74 кг и развивала скорость до 40 км/ч. Привод на заднее колесо осуществлялся при помощи клиновидного ремня. Данный экземпляр до Революции служил в качестве наглядного пособия в Учебной автомобильной роте – поэтому его мотор имеет несколько разрезов, открывающих внутреннее устройства агрегата.
«Мото-Рев-Дукс», фабрика Ю.А. Меллера в Москве. 1908. В Москве сборкой мотоциклетов занималась фабрика «Дукс» Юлия Александровича Меллера, располагавшаяся за Тверской заставой. Это предприятие вошло в историю отечественной техники, как производитель велосипедов, мотоциклов, трех видов автомобилей (паровые, электрические и бензиновые), а также дирижаблей и аэропланов! Так вот, фирма «Дукс» предлагала оригинальные швейцарские мотоциклы Moto-Reve, что в переводе означает «Мото-Мечта» и русскую версию под маркой «Мото-Рев-Дукс». Последняя состояла из иностранного мотора на отечественной экипажной части и была несколько дешевле. Между прочим, московские мотористы предпочитали русскую версию, так как она отличалась завидной крепостью и надежностью, при этом ни в чем не уступая прототипу.
Humber. Великобритания. 1912. Английская компания Humber известна в первую очередь своими велосипедами, но с 1898 по 1930 год выпускала также и мотоциклы превосходного качества. В России эту марку называли «Гумбер», вопреки всем нормам произношения английских слов. «Гумберы» в немалых количествах исправно колесили по дорогам Российской Империи, пользовались уважением мотоциклистов и, благодаря этому, успешно эксплуатировались в войсках Русской Императорской Армии.
FN-4. Бельгия. 1912. Бельгийская компания FN в 1904 году первой в мире начала серийный выпуск мотоциклов с четырехцилиндровым двигателем! К тому моменту «эфэновская четверка» была революцией в мототехнике. Модель оказалась не только необычной по конструкции, но и надежной и ремонтопригодной. В России мотоциклами FN с успехом представлял петербургский торговый дом «Победа», владелец которого, Федор Иванович Танский, сам был большим энтузиастом автомобиля и мотоцикла и даже участвовал в состязаниях. В роскошном магазине «Победы» на Мойке, 61, продавались бельгийские мотоциклы FN, немецкие NSU и американские Indian.
Indian model G, САСШ. 1915. Американская компания Indian, основанная в далеком 1901 году, в 1914-м стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире, выпустив 25000 экземпляров за год. «Индианы» славились передовой конструкцией - именно на этих мотоциклах впервые серийно появилась подвеска обеих колес, электрическое освещение и другие технические новинки. В России «Индианы» завоевали большую популярностью прочностью конструкции и высокими мощностями моторов. В ходе Первой Мировой войны мотоциклы «Индиан» стали самой распространенной маркой в Русской Императорской Армии.
Royal Ruby, Великобритания, 1916. Британская компания Royal Ruby была основана в Манчестере в и занималась производством велосипедов. В 1909 году на фабрике началась постройка мотоциклов с использованием британских двигателей компании JAP разных рабочих объёмов – от 270 до 965 куб. см.. С началом Первой Мировой войны мотоциклы Royal Ruby в незначительных количества поступали в британскую армию. По договоренности с командованием Русской Императорской армии компания создала специальную модификацию Royal Ruby Russian с мотором 965-кубового рабочего объема, которую поставляли в Россию.

Фотографии из коллекции Андрея Мятиева
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Redguard
"В России мотоциклами FN с успехом представлял петербургский торговый дом «Победа»..." - "торговал", вероятно. Или "мотоциклы".

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

06.09.2013 Concours Queens
08.09.2013 Шляпы
Все статьи