Ретроспектива
14.02.2018
Под номером один
В этой машине есть какая-то особенная красота. И она не только в приятном глазу оттенке красного цвета, который сочетается с контрастным черным и деревянной надстройкой задней части, но еще и в мелочах. Например, в эмблеме, выполненной в стилистике авангарда. Тут сразу и не поймешь, что три буквы С и внутри них ещё и Р, размещенные под словом АМО, – это СССР. Такая вот пожарная машина ПМЗ-1 на шасси АМО-4.
ПМЗ-1 иногда называют первым советским пожарным автомобилем. Конечно, и до него были пожарные машины на базе АМО-Ф15 и Я-3, но именно ПМЗ-1 стал первой по-настоящему продуманной конструкцией, выпускавшейся серийно и в больших количествах. Именно ПМЗ-1 получил в 30-е годы широкое распространение в советских городах.
Первые ПМЗ-1 собирали на Миусском заводе пожарного оборудования еще на шасси АМО-4 – так обозначали длиннобазную версию АМО-3, который после модернизации превратился в ЗИС-5. А его версия под длинное пожарное шасси называлась уже ЗИС-11 – они и поставлялись на Миусский завод, который вплоть до начала Великой Отечественной войны был основным производителем пожарных автомобилей в СССР. Поэтому более редким является ПМЗ-1 именно на базе АМО-4, хотя название в данном случае условно, ведь индекс означает «пожарная машина ЗИС модель №1».
Как же строилась пожарная машина ПМЗ-1? В задней части шасси устанавливался центробеж¬ный насос Д-20, способный перекачивать 1500 литров в минуту. Насос приводился от вала отбора мощности, соединявшего хво¬стовики сцепления и раздаточной коробки, расположенной в задней части кабины. Нижний выходной хвостовик раздаточной коробки соединялся карданным валом с главной передачей, а от верхнего хвостовика шел кардан к насосу. Работу насоса можно было регулировать с помощью маховичка уп¬равления карбюратором и рычажка выключения сцепления. А раздаточной коробкой водитель управлял со своего места. Над насосом внутри надстройки помещался «бак первой помощи» с 360 литрами воды.
В задней части устанавливалась надстройка из дерева, с каждого борта которой делались сиденья для шес¬ти пожарных и катушки с выкидными рукавами – каждый по 80 метров. Еще одна катушка с рукавом длиной 160 метров подвешивалась сзади у насоса. Пожарные рука¬ва и лестницы крепились над надстройкой, а в её ящики укладывалось пожарное оборудование. В нишах подножек клади лопаты, ломы, багры и прочее. С правой стороны у кабины крепились колокол и два огнетушителя, а с левой – пожарная колонка. Для запасного колеса места уже не нашлось и его разместили у водительской двери, оставив доступ в кабину только с правой стороны.
Примчавшись на пожар, шофёру приходилось выполнять целый ряд операций, чтобы обеспечить хороший напор воды. Сначала он из кабины переключал раздаточную коробку на насос и шёл к нему настраивать на работу. Другие пожарные в это время прокладывали рукавные линии и, когда они были проложены, шофёр маховичком регулировал обороты на 1000-1500 об/мин. Насос начинал заполняться водой, о чём сигнализировала трубка вакуум-аппарата – из неё начинала течь вода. Если этого не происходило, шофёр заполнял насос из «бака первой помощи». Как только из трубки начинала бить струйка воды, он открывал клапана к рукавам и увеличивал обороты двигателя. Теперь можно было тушить пожар.
Так тушили пожар, если рядом с местом возгорания был водоём. При тушении небольшого пожара пользовались «баком первой помощи» – так насос можно было включить сразу. А если рядом находился гидрант, то операции с заполнением насоса проводить не требовалось – вода сама под давлением поступала в него. Из гидранта пополнялся и «бак первой помощи» путем переключения соответствующего вентиля. Работа шофёра пожарной машины требовала большого умения и сноровки.
Благодаря мощному двигателю, пожарная машина ПМЗ-1 обеспечивала работу сразу четырех стволов. Она настолько полюбилась пожарным, что некоторые экземпляры продолжали использоваться и после войны. До наших дней уцелели единицы. Этот уникальный экземпляр на шасси АМО-4 восстановил в своих мастерских коллекционер Евгений Шаманский. Увидеть «пожарную легенду» 30-х можно будет на весенней Олдтаймер-Галерее, которая пройдет в КВЦ «Сокольники» с 7 по 11 марта 2018 года.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

19.12.2013 Dream car
26.01.2014 Лорнет
31.12.2013 Новый год
23.03.2016 Detroit Riprap
Все статьи