Ретроспектива
14.02.2018
Под номером один
В этой машине есть какая-то особенная красота. И она не только в приятном глазу оттенке красного цвета, который сочетается с контрастным черным и деревянной надстройкой задней части, но еще и в мелочах. Например, в эмблеме, выполненной в стилистике авангарда. Тут сразу и не поймешь, что три буквы С и внутри них ещё и Р, размещенные под словом АМО, – это СССР. Такая вот пожарная машина ПМЗ-1 на шасси АМО-4.
ПМЗ-1 иногда называют первым советским пожарным автомобилем. Конечно, и до него были пожарные машины на базе АМО-Ф15 и Я-3, но именно ПМЗ-1 стал первой по-настоящему продуманной конструкцией, выпускавшейся серийно и в больших количествах. Именно ПМЗ-1 получил в 30-е годы широкое распространение в советских городах.
Первые ПМЗ-1 собирали на Миусском заводе пожарного оборудования еще на шасси АМО-4 – так обозначали длиннобазную версию АМО-3, который после модернизации превратился в ЗИС-5. А его версия под длинное пожарное шасси называлась уже ЗИС-11 – они и поставлялись на Миусский завод, который вплоть до начала Великой Отечественной войны был основным производителем пожарных автомобилей в СССР. Поэтому более редким является ПМЗ-1 именно на базе АМО-4, хотя название в данном случае условно, ведь индекс означает «пожарная машина ЗИС модель №1».
Как же строилась пожарная машина ПМЗ-1? В задней части шасси устанавливался центробеж¬ный насос Д-20, способный перекачивать 1500 литров в минуту. Насос приводился от вала отбора мощности, соединявшего хво¬стовики сцепления и раздаточной коробки, расположенной в задней части кабины. Нижний выходной хвостовик раздаточной коробки соединялся карданным валом с главной передачей, а от верхнего хвостовика шел кардан к насосу. Работу насоса можно было регулировать с помощью маховичка уп¬равления карбюратором и рычажка выключения сцепления. А раздаточной коробкой водитель управлял со своего места. Над насосом внутри надстройки помещался «бак первой помощи» с 360 литрами воды.
В задней части устанавливалась надстройка из дерева, с каждого борта которой делались сиденья для шес¬ти пожарных и катушки с выкидными рукавами – каждый по 80 метров. Еще одна катушка с рукавом длиной 160 метров подвешивалась сзади у насоса. Пожарные рука¬ва и лестницы крепились над надстройкой, а в её ящики укладывалось пожарное оборудование. В нишах подножек клади лопаты, ломы, багры и прочее. С правой стороны у кабины крепились колокол и два огнетушителя, а с левой – пожарная колонка. Для запасного колеса места уже не нашлось и его разместили у водительской двери, оставив доступ в кабину только с правой стороны.
Примчавшись на пожар, шофёру приходилось выполнять целый ряд операций, чтобы обеспечить хороший напор воды. Сначала он из кабины переключал раздаточную коробку на насос и шёл к нему настраивать на работу. Другие пожарные в это время прокладывали рукавные линии и, когда они были проложены, шофёр маховичком регулировал обороты на 1000-1500 об/мин. Насос начинал заполняться водой, о чём сигнализировала трубка вакуум-аппарата – из неё начинала течь вода. Если этого не происходило, шофёр заполнял насос из «бака первой помощи». Как только из трубки начинала бить струйка воды, он открывал клапана к рукавам и увеличивал обороты двигателя. Теперь можно было тушить пожар.
Так тушили пожар, если рядом с местом возгорания был водоём. При тушении небольшого пожара пользовались «баком первой помощи» – так насос можно было включить сразу. А если рядом находился гидрант, то операции с заполнением насоса проводить не требовалось – вода сама под давлением поступала в него. Из гидранта пополнялся и «бак первой помощи» путем переключения соответствующего вентиля. Работа шофёра пожарной машины требовала большого умения и сноровки.
Благодаря мощному двигателю, пожарная машина ПМЗ-1 обеспечивала работу сразу четырех стволов. Она настолько полюбилась пожарным, что некоторые экземпляры продолжали использоваться и после войны. До наших дней уцелели единицы. Этот уникальный экземпляр на шасси АМО-4 восстановил в своих мастерских коллекционер Евгений Шаманский. Увидеть «пожарную легенду» 30-х можно будет на весенней Олдтаймер-Галерее, которая пройдет в КВЦ «Сокольники» с 7 по 11 марта 2018 года.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

10.05.2016 Ferrari 500 Mondial
17.03.2014 Ikarus-Mavaut
Все статьи