До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
25.02.2018
Под номером один
Эпоха 20-х годов отличалась небывалым энтузиазмом во всех сферах жизни, в том числе и в деле автомобилизации – устраивались бесчисленные пробеги «по бездорожью и разгильдяйству», проводились лотереи «Автодора», печатались статьи и читались лекции о необходимости автомобилизации СССР, был выпущен первый советский грузовик АМО-Ф15. И ещё все ждут массового легкового автомобиля. Им могла стать и малолитражка НАМИ-1, однако этого не произошло…
Один из чудом сохранившихся экземпляров НАМИ-1 будет экспонироваться на грядущей «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках. Глядя на этот маленький и неказистый автомобильчик, поражаешься тому, какие большие надежды на него возлагались. Журнал «За рулём» сообщал в №4 за 1929 год: «Намеченный Автотрестом пятилетний план производства машин НАМИ-1, предлагающий через пять лет довести выпуск до 2 тысяч машин в год по цене 3 тысячи рублей каждая слишком скромен и потребностей страны удовлетворить никак не может». Чтобы покрыть потребности, журнал предлагал выпускать НАМИ-1 сразу на нескольких заводах. В любом случае, «За рулём» стоял за отечественную разработку.
Малолитражка НАМИ-1 была разработана в 1925 году Научным автомоторным институтом (НАМИ) на базе дипломного проекта молодого инженера Константина Шарапова. Простота конструкции и дешевизна в этом проекте соединялись с пассажировместимостью и комфортабельностью – то, что надо молодой Стране Советов. После защиты дипломного проекта Шарапов продолжил работу над ним уже в качестве штатного сотрудника НАМИ.
Решение о начале производства НАМИ-1 было принято Государственным трестом автомобильных заводов «Автотрест» в начале 1927 года, а к 1 мая того же года на Московском государственном автомобильном заводе № 4 «Автомотор» (впоследствии «Спартак») уже изготовили первое шасси модели НАМИ-1. Через неделю его уже начали испытывать, правда, без полноценного кузова.
Затем НАМИ-1 внесли в перспективный типаж советских легковых автомобилей на Первую пятилетку, и поручили заводу «Спартак» начать производство. Первые 50 автомобилей изготовили в октябре-ноябре 1928 года – с отставанием от плана, вызванном рядом организационных причин. Сам завод скорее не производил, а собирал машины из комплектующих, поступавших от разных предприятий и не всегда вовремя. Никакого конвейера на «Спартаке» не было, все НАМИ-1 собирались вручную.
Это отразилось и на цене, оказавшейся слишком высокой. Если журнал «За рулём» мечтал о цене в 3000 рублей, то в реальности НАМИ-1 стоил сначала 8000 рублей, потом 5180 рублей. В результате практически все выпущенные машины выкупил Автодор и распределил между гаражами государственных ведомств, хотя НАМИ-1 предполагался и к продаже частным лицам.
В эксплуатации НАМИ-1 вызывали множество нареканий из-за низкого качества. В итоге 1 октября 1930 года, через неполные три года после начала выпуска, «Автотрест» прекратил выпуск НАМИ-1 в силу фактической невозможности исправления дефектов производства. Точное число изготовленных машин неизвестно и, в различных источниках, колеблется от 369 до 512 экземпляров.
Сегодня известно лишь два сохранившихся экземпляра НАМИ-1. Первый находится в коллекции Политехнического музея, второй – на нижегородском заводе «Гидромаш», своеобразном «наследнике» московского завода «Спартак», эвакуированного во время Великой Отечественной в тыл. На мартовской выставке будет показан автомобиль из Политехнического музея – он украсит собой юбилейный стенд журнала «За рулём», начавшего выходить ровно 90 лет назад - в 1928 году.
НАМИ-1 из Политехнического музея отыскали когда-то в Иркутске, где он эксплуатировался вплоть до приобретения музеем. Более-менее известна и история этого автомобиля, еще в 30-е годы попавшего в провинцию, где к технике традиционно было более бережное отношение.
Политехнический музей находится на длительной реконструкции, поэтому посетителям «Олдтаймер-Галереи» выпадает уникальный шанс увидеть эту реликвию советского автопрома.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
S_Iones
Мой дед Марк Яковлевич Ионес, профессиональный автомобилист 20-х, ездил на такой машине. Сохранилась фотография. Живёт у меня в телефоне. Знатокам показываю, в интернет не вешаю. Личное!

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

03.03.2015 12:00:00 Война и мода
15.05.2014 MuscleJeep
06.09.2013 Concours Queens
05.02.2019 Едет, едет!
Все статьи