Ретроспектива
02.03.2018
Звезда экрана
Не каждой советской пожарной машине довелось так прославиться как автолестнице АЛГ-17 на шасси ГАЗ-51, ведь она снималась в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». И не просто мелькала на заднем плане, а участвовала в трюковой сцене с самим Андреем Мироновым.
АЛГ-17 можно смело назвать «автолестницей для хрущёвок». Да, они тоже горели и не реже чем деревянные дома или бараки, а спасать людей с верхних этажей было надо. И массовый выпуск советской промышленностью такого типа пожарных автолестниц был обусловлен, прежде всего, огромным размахом типового жилищного строительства и гигантской потребностью в недорогой пожарной технике для работы на высотах типовой застройки того времени. Вот так в СССР все было слажено и взаимосвязано.
С 1958 года было изготовлено несколько модификаций АЛГ-17(51), отличавшихся типом привода на выдвижение и поворот колен лестницы. Автолестницы произведены Новоторжским заводом противопожарного оборудования, по проекту, разработанному конструкторским коллективом Особого конструкторского бюро № 7 под руководством В.А. Лукина.
Создатели автолестницы поначалу экспериментировали с приводом. В 1958 году изготовлена модель ЛТ с ручным приводом механизмов. Серийно не выпускалась в связи с техническими недостатками конструкции и трудоёмкостью ручных операций по выдвижению и повороту лестницы. В 1961 году малой партией выпускалась автолестница модели ЛХ, имевшая механический и ручные приводы для выдвижения и поворота лестницы. Ручной привод применялся в случае аварийной ситуации при невозможности использовать основной привод – механический. Это техническое решение применялось во всех последующих моделях автолестниц. Отказ от массового выпуска модели АЛМ-17(51)ЛХ обусловлен переходом Новоторжского завода противопожарного оборудования на выпуск новых моделей автолестниц с современным типом привода.
Основную часть выпущенных автолестниц такого типа составляла модель АЛГ-17(51А) модели ЛЧ, имевшей гидравлический привод механизмов. За счёт применения гидравлики достигалась лёгкость и плавность управления, механизмы предохранялись от перегрузок. Заводские испытания проведены в феврале 1961 года. Серийный выпуск начат с 1963 года. Всего за период 1963-1967 годов выпущено 187 единиц автолестницы.
Благодаря простоте и надёжности конструкции, удачному шасси, автолестница пользовалась любовью пожарных и водителей, прослужила несколько десятилетий. Ещё в начале ХХ века эти автолестницы можно было встретить на боевом дежурстве в небольших городах российской глубинки. В знак признательности и уважения профессионалов эти автолестницы встали на пьедестал. Памятники этой автолестнице можно встретить в Москве, Туле, Сарове и некоторых других городах.
Звёздный час АЛГ-17 настал в 1973 году, когда автолестница модели ЛЧ принимала участие в съёмках совместной советско-итальянской комедии режиссёра Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». В съёмке уникального трюка с автолестницей был использован доработанный экземпляр автолестницы, механизмы которой теперь позволяли комплекту колен выдвигаться в движении (что для боевых автолестниц категорически запрещалось действующими «Правилами техники безопасности»). Андрей Миронов сам, без дублера пробирался из кабины движущейся пожарной машины на лестницу, на корточках преодолевал 11 метров, спрыгивал на ехавшие под лестницей «Жигули» и влезал с крыши в салон. Трюк удался, украсив собой кинокартину и вызвав восхищённые отзывы каскадёров того времени.
Специально для выставки, посвящённой 100-летию пожарной охраны СССР, АЛГ-17 на пять дней снимут с постамента возле одной из московских пожарных частей и привезут в Сокольники. Знаменитая автолестница станет одним из немногих экспонатов выставки, к которым посетителям будет открыт свободный доступ: можно будет постоять на подножке, посидеть в кабине, и даже сделать неповторимое селфи «в стиле Андрея Миронова».
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
S_Iones
Заметил, что на улице Вавилова пожарный ГАЗ-51 исчез с пьедестала. Подумал - догадался куда! Встретимся на выставке!

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

08.09.2013 Шляпы
31.12.2013 Новый год
16.02.2014 Провал
19.08.2014 Škoda Winnetou
Все статьи