Ретроспектива
03.03.2018
Пожарные дела
Профессиональный журнал российских огнеборцев появился в 1894 году. Его основателем и первым редактором был Князь А.Д. Львов. Впервые к вопросам применения автомобиля для целей пожаротушения журнал обратился лишь в 1902 году, в заметке, посвящённой зарубежному опыту. С 1904 года на страницах журнала появляется достаточно много сообщений о первых российских пожарных автомобилей фирмы «Фрезе и Ко» и завода Г.А. Лесснера. На страницах журнала разгорелась жаркая дискуссия о перспективах применения пожарных автомобилей в условиях российских реалий.

Но по-настоящему к вопросам автомобилизации пожарного дела журнал обратился во второй половине 20-х годов, восстановив в 1925 году свой выпуск после революционных потрясений и трагедии гражданской войны. Он выполнил очень важную для того времени задачу – публикуя заметки об изготовлении пожарных автомобилей на местах, журнал убеждал сомневающихся в своих силах, способствовал переходу пожарного обоза на автомобильное шасси. На обложку журнала пожарная техника попадала не часто. Тем интереснее для нас посмотреть – на что обращали внимание редакторы журнала в разные годы.
На обложке «Пожарного дела» № 2 за 1933 год мы видим стилизованное изображение пожарного автонасоса на шасси «Магирус» – достаточно распространённого в СССР автомобиля. Применялись «Магирусы» в пожарных командах больших городов и крупных предприятий.
Журнал 1941 года помещает на обложку одну из первых автоцистерн с кузовом полузакрытого исполнения краснодарской пожарной команды, хотя подобная картинка к тому времени уже устарела – правильнее было бы разместить её на обложке журнала за 1939 год, когда пожарные команды Москвы, Ленинграда и Краснодара представили свои образцы автоцистерн с закрытым кузовом на суд взыскательной комиссии профессионалов. Победу одержал краснодарец В.Т. Кузнецов, чей автомобиль, признанный лучшим, участвовал в работе первой экспозиции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года. Машину высоко оценил М.И. Калинин, по указанию которого автоцистерну даже начали готовить к серийному производству. Но сначала Советско-финская война, а затем и Великая Отечественная поставили крест на хорошем начинании.
В 1942 году выпуск журнала прекращается и возобновляется лишь в 1955 году. Сообщения о достижениях в создании отечественных пожарных автомобилей всё чаще появляются на его страницах. На обложке первого номера журнала за 1956 год мы можем видеть спешащие на пожар автоцистерны ПМЗМ-3. Одну из трёх марок пожарных автомобилей, созданных московскими мастерскими пожарной охраны. В первой половине 50-х годов Управление пожарной охраны города Москвы, так и не дождавшись надёжной современной серийной пожарной техники, принимает беспрецедентное решение о выпуске крупной серии пожарных автомобилей для нужд столичного гарнизона. По разработанному проекту, на подготовленных шасси, московский завод АРЕМКУЗ изготавливает три вида специальных кузовов пожарных автомобилей для автонасоса ПМЗМ-1 и автоцистерн ПМЗМ-2 и ПМЗМ-3. Оснащённые самыми производительными современными насосами ПН-40 эти автомобили прослужили до середины 60-х годов, когда им на смену пришли новые серийные пожарные автомобили на шасси ЗИЛ-130.
Пожарные мастерские Москвы не оставляли своих изысканий и в конце 50-х годов ими был создан первый пожарный автомобиль с лафетным стволом на мощном и грузоподъёмном шасси того времени МАЗ-200. Ёмкость цистерны этого автомобиля составляла рекордные для того времени 5000 л, а насос ПН-40 позволял подавать воду на большие расстояния. Не мудрено, что такой пожарный автомобиль часто привлекался к тушению крупных пожаров, в том числе и в районы столичных панельных новостроек – символов 60-х годов прошлого века. Вот такая ситуация и изображена на обложке журнала «пожарное дело» за 1962-й год.
70-е годы прошли под знаком освоения областей Крайнего Севера. Страна нуждалась в разработке новых месторождений, расположенных порой в труднодоступных районах. В местах куда своим ходом пожарная техника прибыть не могла. Слишком велики были просторы СССР. И тогда на помощь приходила транспортная авиация, доставляя пожарные автомобили в удалённые районы.
К теме применения автомобилей газо-водяного тушения профессиональный журнал обращался постоянно. Его фотокорреспонденты любили снимать красочные столбы горящей нефти или фонтанирующего газа и работу мощных пожарных установок, усмиряющих эту стихию. Эти фотографии, сделанные на пике развития советской пожарной техники, впечатляют и сегодня, не оставляя читателей старых номеров журнала равнодушными. На обложке журнала № 4 за 1982 год к работе на пожарном полигоне готовится серийный пожарный автомобиль АГВТ-100(131)141.
Объекты широко развитой в СССР нефтеперерабатывающей промышленности имели высокую пожарную опасность. Это предъявляло серьёзные требования к техническому оснащению огнеборцев, охраняющих такие предприятия. Варианты такого оснащения мы можем видеть на обложке журнала № 5 за 1990 год. На переднем плане – тяжёлый лафетный ствол, установленный на специальной водопроводной сети. Струя такого ствола способна дотянуться до самых высоких отметок производственных сооружений и подаваемая им вода в случае пожара лишь охлаждает конструкции горящего и соседнего оборудования, а тушение осуществляет специальная пожарная машина пеноподъёмник на шасси артиллерийского тягача. На его платформе устанавливался комплект колен от пожарной автолестницы, на первом колене которого закреплялась специальная гребёнка с пеногенераторами, через которые воздушно-механическая пена подавалась на тушение пожара.

На «Олдтаймер-Галерее», посвящённой 100-летию пожарной охраны СССР, которая откроется в Сокольниках 7 марта, будет представлена небольшая выставка обложек журнала «Пожарное дело» разных лет.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация