До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
03.02.2019
Вся президентская рать
Первый автомобиль Белого дома - Pierce-Arrow Model 36 Brougham Президента CША Уильяма Тафта. Как отрапортовала газета The WashingtonPost, «Кузов синий, дверные панели красно-коричневые и того же цвета единственная тонкая полоска, подчёркивающая перегибы кузова. Дверцы украшают изображения Большой государственной печати Соединенных Штатов».

Автомобили Pierce-Arrow самыми первыми появились в Белом доме – это произошло при 27-м Президенте США Уильяме Говарде Тафте. Вскоре после его инаугурации, как свидетельствует газета The Washington Post от 7 марта 1909 года, в cрочно переоборудованный при Белом доме из каретного сарая гараж поступил Pierce-Arrow Model 36 Brougham. Позже к нему добавился такой же Landaulette. Машины большие, похожие на зеркальные шкафы, семиместные, с огромным шестицилиндровым мотором объёмом 11,7 литров и мощностью 48 л.с. Стоила каждая порядка $4000 – чтобы приобрести себе такую, школьный учитель из Нью-Йорка должен был работать, отказывая себе во всём, лет пять, а работница на фабрике – все десять.
Президент Тафт с супругой позируют в Pierce-ArrowModel 36 Landaulette.
Супруга и дочь Президента Тафта усаживаются в ландоле.

Марка Pierce-Arrow вообще любила всё удобное и большое. Уже с 1910 года перестала выпускать четырёхцилиндровые моторы, а объём её шестицилиндровых только увеличивался. 13,5-литровый шестицилиндровый мотор Pierce-Arrow считается самым большим, когда-либо устанавливавшимся на серийные автомобили! В 1914-м, благодаря художнику Герберту Доули, у марки Pierce-Arrow появилась бросающаяся в глаза особенность – выполненные воедино с крыльями фары.
Чертёж Герберта Доули необычных передних крыльев с фарами. Юмор ситуации заключался в том, что как раз в штате Нью-Йорк, где располагался завод Pierce-Arrow, закон запрещал такие фары. И тогда покупатели заказывали себе крылья и фары обычные, установленные на кронштейнах по сторонам радиатора.

В 1918-м её двигатели получили четыре клапана на цилиндр (Dual Valve Six с боковым Т-образным расположением клапанов) – абсолютный рекорд для автомобильных моторов тех времён. С 1919-го механическая коробка передач Pierce-Arrow стала четырёхступенчатой. Но была у этой марки и нотка чопорного традиционализма – если Ford перешёл на левое расположение руля в 1908 году, то Pierce-Arrow дождалась начала двадцатых. А ещё Pierce-Arrow побеждала во многих автогонках и устанавливала мировые рекорды. В имени марки нашли на редкость удачное сочетание фамилия основателя Джорджа Нормана Пирса и название модели Arrow, выпущенной в 1903 году. Получилось красиво и броско: «Разящая стрела»!
Реклама Pierce-Arrow всегда отличалась художественной изысканностью. Видимый лишь частично автомобиль на заднем плане порождает любопытство побыстрее разглядеть его в подробностях наяву, у дилера в салоне.

После Тафта в автомобилях Pierce-Arrow можно было по порядку увидеть всех довоенных Президентов США: Вудро Вильсона, Уоррена Гардинга, Калвина Кулиджа, Герберта Гувера и даже Франклина Рузвельта, покинувшего свой пост в 1944 году. У Вудро Вильсона было целых три Pierce-Arrow, один из которых после окончания президентского срока он выкупил для себя.

За президентами потянулcя Голливуд. На позолоченном Pierce-Arrow раскатывал злодей немого кино с экзотической внешностью Сэссю Хаякава, известный нам как полковник Сайто - комендант лагеря военнопленных в фильме «Мост через реку Квай». А чуть менее вызывающий, но не менее роскошный Pierce-Arrow 1929 года «модели 143» с кузовом Double Cowl Phaeton принадлежал великому комику всех времён Чарли Чаплину.
Pierce-ArrowModel 143 DoubleCowlPhaeton Чарли Чаплина, приобретённый им в 1929 году, на пути из DreamsMuseum на аукцион. Автомобили 1929 года разрабатывались уже совместно со Studebaker. Model143 означала удлинённую базу против Model 133, под капотом находится новый восьмицилиндровый рядный мотор объёмом 6 литров и мощностью 125 л.с. с боковым L-образным расположением клапанов, способный разогнать машину до 137 км/ч.

В 1928 году фирма Pierce-Arrow вступила в альянс со Studebaker. Его апофеозом в 1933 году стала модель Silver Arrow – изысканный обтекаемый кузов, мотор V12 мощностью 140 л.с., cкорость 185 км/ч, на радиаторной пробке литая фигурка стрельца… Только создатели захотели за неё уже $10 000.
Маскот в виде стрельца на концепте модели SilverArrow.

Марка Pierce-Arrow сделала ставку на тех, кто умел ловить бешеные доллары в мутной воде «Великой Депрессии», и проиграла. В 1938-м её имущество было продано с молотка… А ведь начала она с фабрики велосипедных спиц и конфетниц из плетёной проволоки, а выросла до того, чтобы вместе с Packard и Peerless войти в пантеон американского автопрома в составе “The Three Ps of Motordom” – трёх американских автомобильных марок, по-настоящему достойных президентов, миллионеров и королей.
Концептуальный футуристический прототип модели SilverArrow стал «звездой» Нью-Йоркского и Бостонского автошоу 1933 года и, конечно же, продолжавшейся целый год с 1933 по 1934-й Всемирной ярмарки в Чикаго. Он был настолько новаторски смелым, что демонстрировался под лозунгом «Привет из 1940-х!». В декабре 2015 года концепт был продан на аукционе RM-Soteby’s за $3,74 млн. Ещё было построено пять упрощённых образцов, больше похожих на серийные Pierce-Arrow, из которых на аукционах за последние 40 лет «засветились» всего два.

Что же осталось от Pierce-Arrow? Её заводской комплекс, возведённый в Баффало, штат Нью-Йорк, мастером индустриальной архитектуры Альбертом Каном, объявлен историческим памятником. В мемориальной библиотеке Вудро Вильсона в городе Стаунтон, штат Вирджиния, выставлен его любимый Pierce-Arrow Presidential Limousine образца 1919 года. Автомобиль Чарли Чаплина долгое время тоже экспонировался в Dreams Museum в Коста Меса, Калифорния, но затем ушёл в частные коллекции. Но вот модель 143, почти как у Чаплина, можно будет увидеть на мартовской «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках на стенде реставрационной компании AM-club.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи