Ретроспектива
08.02.2019
Машина, которая
нам не досталась
нам не досталась
За пять лет до Великой Отечественной войны товарищ Сталин согласился, что частные легковые автомобили советским гражданам всё-таки нужны. Наркомат машиностроения, которому подчинялись автозаводы и институт НАТИ, приказал сделать машину специально для частника – маленькую, экономичную, не хуже европейской иномарки. Автомобиль КИМ мелькнул на советских дорогах перед самой войной. О его истории рассказывает Сергей Ионес.
Он остался скорее легендой, чем страницей истории и биографии. Многочисленные КИМы не стояли в каждом городском дворе. У тысяч советских мальчишек не осталось воспоминания об отцовском или дедушкином КИМе, о КИМе соседа по двору и по гаражному кооперативу. Не было КИМа, за руль которого садились первый раз в автошколе. КИМы не развозили врачей из поликлиник, не служили боевыми конями постовых милиционеров, не добивались успехов в автоспорте. Только 381 комплектная машина успела выехать за ворота московского завода имени Коммунистического интернационала молодёжи.
Он остался скорее легендой, чем страницей истории и биографии. Многочисленные КИМы не стояли в каждом городском дворе. У тысяч советских мальчишек не осталось воспоминания об отцовском или дедушкином КИМе, о КИМе соседа по двору и по гаражному кооперативу. Не было КИМа, за руль которого садились первый раз в автошколе. КИМы не развозили врачей из поликлиник, не служили боевыми конями постовых милиционеров, не добивались успехов в автоспорте. Только 381 комплектная машина успела выехать за ворота московского завода имени Коммунистического интернационала молодёжи.
КИМ в Москве 1945
Когда в 30-х годах в СССР вставала на ноги индустрия массового автомобилестроения, ориентация на США сыграла и в пользу, и во вред. Комфортабельная «Эмка» годилась в служебные машины и такси, но для частного владельца оказалась слишком большой и неэкономичной. Громадный ЗиС-101 – мощнее и тяжелее грузовика, вышел просто расточительным. Пока в Америке автомобили разрастались в размерах и массе, в Европе оттачивали компактные экономичные малолитражки. На исходе 30-х советские газеты и журналы расписывали преимущества малолитражного автомобиля. На то место, что на стоянке занимает 15 ЗиСов встанет 35 малолитражек. На одном количестве бензина ЗИС проедет 30 км, ГАЗ-М1 – 60 км, а новая маленькая машинка – целых 100 км. С вожделением подсчитывались тысячи тонн сэкономленного металла, резины, смазочных материалов.
Форд Префект
Специалисты НАТИ обкатывали несколько новеньких европейских малолитражек, одну из которых предстояло взять за основу советской машины. ФИАТ и «Опель» отпали, так как выпускались в фашистских странах. «Воксхолл» и «Моррис» показались слишком непривычными. Зато английский «Форд Префект» сохранял много знакомых по горьковским аналогам «Форда А» узлов. Его и «приняли в первом чтении».
Сборка первых трёх
Двигатель и шасси разрабатывали конструкторы НАТИ по образу и подобию «Префекта», а кузов ничего не мешало сделать свой. Макет предложил горьковский художник Валентин Бродский, чертежи и оснастку совместно с ГАЗом подготовила американская фирма «Бадд». За её помощь пришлось отдать 7 миллионов долларов. Первые три машины КИМ-10-50 построил к Первомаю 1940 года Завод имени Сталина. Одновременно под руководством матёрого зисовского инженера Алексея Кузнецова автосборочный завод имени КИМ, до того собиравший «полуторки» из горьковских комплектов, огромными усилиями перестраивали в полноценный автозавод.
КИМ-10, один из первой тройки
На показе машин товарищу Сталину и членам правительства случилась беда. Начальник охраны Кремля Николай Власик самовольно пригнал собственный «Опель Кадет» и, поставив его в ряд с будущими КИМами, начал расхваливать своё приобретение. Он заявил, что советская машина «никуда не годится». Как последний довод, Власик распахнул перед Сталиным заднюю дверь и показал, что у двухдверного КИМа её нет. Иосиф Виссарионович сел на переднее сиденье КИМа, позвал наркома Ивана Лихачёва, бывшего директора ЗИСа, предложил сесть сзади… Так и произошла знаменитая сцена, растащенная народной молвой на байки с невероятными «подробностями».
КИМ-10-50
В августе 1940-го обрушились «оргвыводы». Выпускать КИМ-10 «как есть» заводу запретили, уникального специалиста Кузнецова посадили, ГАЗу приказали сделать новый четырёхдверный кузов. К зиме в Горьком построили макет и живой образец КИМ-10-52, получившего четыре дверцы, но более низкого, тесного, менее комфортабельного. А из США пароходы уже везли пробную партию штамповок кузовов исходного двухдверного варианта. Не оставалось иного выхода, как разрешить «в виде исключения» построить 500 двухдверных КИМов, правда, без молдингов, подножек, с уменьшенными фарами, встроенными в боковины. До конца 1940-го завод собрал всего 16 таких машин.
КИМ-10-52
Весной 1941-го КИМы понемногу начали строить, реализуя американские штамповки. В марте увидело свет 120 машин, в апреле их число упало до 70. В мае удалось сделать только 42 автомобиля, зато в июне уже целых 80. Последние 53 КИМа собрали после начала войны, в июле. Итого вместе с 16 экземплярами 1940 года вышел 381 товарный автомобиль. На сегодня нет данных о том, в каких модификациях строились эти КИМы.
Фаэтон КИМ-10-51
Например, неизвестно число изготовленных фаэтонов КИМ-10-51, возможно они существовали в единичных экземплярах. Долго бытовал миф, будто открытый КИМ можно видеть в известном фильме «Сердца четырёх». Но знатоки замечали, что машина там «какая-то не такая». Покадровый просмотр, ставший доступным в XXI веке, чётко показал, что игровой автомобиль никакого отношения к КИМу не имеет – это обыкновенный фаэтон «Форд-Префект».
Фаэтон КИМ 10-51
Отделка серийных машин получилась не «подешевле», а «как надо». В распоряжении водителя и пассажиров седана был полный света и воздуха салон с огромными окнами, тканевой обивкой и уютными диванами. Настоящей «гостьей из будущего» стала пластмассовая приборная панель с установленной перед водителем комбинацией приборов. А ведь тогда что у «полуторки», что у «Опеля-Кадета», что у самого «Мерседеса-Бенца» приборы по старинке находились посередине. И настоящее чудо – боковые стёкла не в дверях, а в кузове снабжались стеклоподъёмниками и опускались. Такого устройства в эпоху развитого автомобилизма далёкого будущего не достанется ни «Запорожцу», ни «Ниве», ни ВАЗ-2108.
КИМ, Музей АЗЛК
В начале войны завод КИМ пал жертвой эвакуации – его оснастку разбросало по разным заводам. Но в 1944-м в его помещениях освоили выпуск запчастей для «ленд-лизовских» «Студебеккеров», «Виллисов» и «Доджей». А в августе 1944 года туда направили большую группу конструкторов НАТИ и ГАЗа, чтобы готовиться к восстановлению выпуска малолитражек. Правда, с четырёхдверными кузовами КИМ-10-52.
КИМ, Политехнический музей
Развязка наступила после Победы. 19 июня 1945-го членам правительства в Кремле продемонстрировали все новые модели легковых и грузовых машин. Малолитражки пригнали две на выбор: КИМ-10-52 и «Опель Кадет». Сталин однозначно выбрал «Опель». Летом 1945 года бывший завод КИМ переименовали в Московский завод малолитражных автомобилей МЗМА, а «советскому Опелю» присвоили марку «Москвич». Осенью конструкторская команда МЗМА, обмеряя «живые» машины «Опель Кадет», подготовила комплект чертежей, а технологи «с бору по сосенке» собрали необходимую заводскую оснастку. Никакого комплекта документации и оборудования завода «Опель», вопреки расхожим легендам, в Германии найти не удалось. Так место КИМа в советской истории занял первый «Москвич-400-420», выпущенный в декабре 1946 – январе 1947 годов.
КИМ, Музей УГМК
Из всех построенных КИМов больше трехсот дожило до конца войны. Но эксплуатировать такую машину было не проще, чем редкую трофейную иномарку – запчастей на них не существовало в природе. На виду мелькали два серийных двухдверных КИМ-10-50 – из «Музея АЗЛК» и Политехнического музея. Там же в Политехническом выставляли уникальный опытный КИМ-10-52 горьковской сборки, побывавший на показе в Кремле в 1945-м. Несколько плохо сохранившихся и сильно переделанных машин с неродными агрегатами «всплыло» в последние годы.
КИМ-10-50 и КИМ-10-51 перед фасадом Музея УГМК в Верхней Пышме
На на «Олдтаймер-Галерее», которая пройдёт в Сокольниках в начале марта зрители впервые смогут увидеть два полностью отреставрированных КИМа. Седан КИМ-10-50 отличается от двух серых московских машин нарядной тёмно-зелёной окраской. Фаэтонов КИМ-10-51 в наше время ещё не видел никто. Удалось найти только кузова разукомплектованных машин. Дебют открытого КИМа бежевого цвета на выставке станет настоящим событием. Обе машины, отреставрированные мастерской «Старая школа», представляет автомобильный музей Уральского горно-металлургического комбината, несколько лет назад открытый в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Также КИМ в не отреставрированном виде можно будет увидеть на стенде именитого московского ателье Simonov Motors.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.