До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
13.02.2019
Крестьянский мотоцикл
Сегодня многие уже не помнят о том, что когда-то мотоцикл был повседневным транспортом, гораздо более доступным и простым, а значит и более распространенным, чем автомобиль. Такая ситуация была характерна для всех без исключения стран-изготовителей двухколесной техники, особенно для Германии 20-х годов прошлого века. Ни в одном другом государстве не было такого количества мотоциклетных фирм и разнообразных конструкций. Кто-то не выдерживал конкуренции, а кто-то, напротив, создавал свой стиль и находил своих покупателей.
Как раз в тот период на рынке Германии утвердилась компания «D-Rаd». В отличие от тех, кто стремился делать дорогие спортивные или крайне дешевые и примитивные модели, это предприятие во главу угла поставило надежность и выносливость своей продукции. Тяжелый большой мотоцикл с одноцилиндровым нижнеклапанным мотором рабочим объемом 500 см³ выгодно отличался как от легких двухтактных мотоциклов, так и от аналогичных моделей других фирм. Дело в том, что многие предприятия использовали покупные моторы, в то время как мотоциклы «D-Rаd» оснащались двигателями собственного производства. Мощная рессорная передняя вилка легко сглаживала вибрации при движении по грунтовым дорогам.
Мотоциклы «D-Rаd» быстро завоевали популярность, тем более, что фирма выпускала несколько моделей пассажирских и грузовых колясок разных типов. Грузоподъемность последних могла достигать 180 кг, да и пассажирские коляски часто использовались для перевозки самых различных грузов практически по любым дорогам сельской местности, так что мотоциклы «D-Rаd» быстро обзавелись собственным прозвищем «Ваuеrnmоtоrrаd» – «Крестьянский мотоцикл». Характерная черная окраска с зелеными полосами и зеленым треугольником эмблемы на бензобаке позволяла быстро опознать мотоцикл на улицах и дорогах.
Продуманность конструкции была хорошо заметна даже в мелочах – так, например, пневмонасос для накачки шин крепился не между двух крючков на передней вилке или на кожухе задней цепи, как у многих других мотоциклов, а вставлялся в специальный чашеобразный упор с одной стороны, и крепился пружинным хомутом с винтовым зажимом с другого конца. Потерять закрепленный таким образом насос было невозможно в принципе, по каким бы ухабам и рытвинам не передвигался мотоцикл.
Мотоциклы «D-Rаd» экспортировались в разные европейские государства. В небольших количествах они были закуплены в СССР, во всяком случае, в журнале «Мотор» реклама публиковалась. Некоторые авторы исторических публикаций утверждают, что таким мотоциклом в молодости пользовался знаменитый в будущем конструктор первых отечествкнных баллистических ракет и космических кораблей С. П. Королев, и что якобы он продал мотоцикл перед самой войной, потому что срочно нужны были деньги, но эта версия сомнительна. С. П. Королев действительно пользовался в молодости мотоциклом, однако летчик-испытатель И. И. Шелест, в молодости живший с Королевым на одной улице и стараниями последнего устроенный на авиаремонтный завод, откуда и началась его дорога в небо, в своих воспоминаниях упоминает «зеленый мотоцикл БСА». Поскольку английские мотоциклы в СССР действительно продавались и действительно их «фирменным» цветом был зеленый, есть основания доверять этому утверждению. К тому же «перед самой войной», как теперь известно, С. П. Королев уже находился в заключении, откуда был освобожден лишь в 1944 году…
Так или иначе, но мотоциклы «D-Rаd» на территории СССР оказались, правда, в большинстве своем в качестве послевоенных трофеев. Один такой экземпляр есть и в коллекции Автомобильного отдела Государственного Политехнического музея. Появился он там в самом начале 80-х годов прошлого века, купленный у кого-то из частных владельцев. Мотоцикл достался музею практически в идеальном состоянии, в оригинальной черно-зеленой покраске и в полном комплекте, что большая редкость. Долгое время машина хранилась в запасниках, почему-то «разлученная» со своей боковой коляской, и в экспозицию попала только в виде «одиночки» лишь после открытия специального зала с мотоциклетной экспозицией.
Ну, а дальше, после начала реконструкции здания музея, все экспонаты переехали на новые площади. Там и случилась долгожданная «встреча» мотоцикла со своей боковой «половинкой», пребывавшей к тому моменту в довольно плачевном состоянии. Естественно, при первой же возможности коляску взяли в реставрацию, и вот при снятии внутренней обшивки под ней обнаружился купон, свидетельствующий о том, что сия коляска была выпущена в 1928 году. А мотоцикл, спросите вы? А вот в том и дело, что модель «R 0/9» пошла в серию лишь годом позже, а судя по номеру двигателя, данный экземпляр был изготовлен вообще лишь в 1930 году! Как это возможно, спросите? А ничего сложного. Коляска изготовлена той же фирмой «D-Rаd», и скорее всего где-то дожидалась своего часа – может быть на складе компании, а может быть, у кого-то из продавцов. Ведь далеко не все покупатели готовы были заплатить за мотоцикл именно с коляской, к тому же можно было выбирать разные модели бокового прицепа, и возможно данный вариант нравился далеко не всем… так или иначе – теперь они вместе, в смысле, в сборе!
А еще будущим летом мотоцикл отметит своеобразный юбилей – 30-летие своего последнего по времени выезда своим ходом. Случилось это летом 1989 года, когда Мотосекция московского клуба «Следопыты Автомотостарины» (САМС) организовала первый в Москве слет владельцев старинных мотоциклов. До того времени все ретро-мероприятия в столице объединяли владельцев авто- и мототехники, а в тот год, по примеру прибалтийских коллег, московские энтузиасты решили провести отдельное мероприятие, что и осуществили на стадионе «Октябрь» на Живописной улице. И на это мероприятие сотрудники Автоотдела Политеха (а надо сказать, что практически все они на тот момент были членами САМСа) вывезли несколько мотоциклов, в том числе и этот «D-Rаd». Фотография ниже демонстрирует его на дистанции «медленной езды» – конкурс состоял в том, чтобы как можно медленнее проехать без остановок 100 метров по беговой дорожке стадионе в рамках «своей полосы». На фото в седле мотоцикла – Евгений Гущин.
В сборе с коляской мотоцикл «D-Rаd R 0/9» из коллекции Государственного Политехнического музея в Москве не демонстрировался ещё ни разу, на грядущей «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках это произойдет впервые. И вы можете стать свидетелями этого исторического события. Пожалуй, это ещё один из множества поводов посетить выставку.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

05.11.2014 Варта
26.07.2013 Усы
04.12.2015 Юбилей GTI
Все статьи