Ретроспектива
21.02.2019
«Фердинанд», «Аремкуз», «Коробочка» и «Голубое торпедо»
18 апреля 1922 года по Москве начал курсировать первый автобус. Весь рейс состоял из двух станций. У первого автобуса не было ни своего номера, ни определенного графика движения. А регулярное автобусное движение в Москве открылось только через два года — в августе 1924 года. Восемь закупленных в Англии автобусов фирмы «Лейланд» ходили по маршруту: Каланчёвская площадь — Белорусский вокзал. В 1926 году на улицы Москвы выехали первые советские автобусы АМО-Ф15.
Автобус ЗиС-8 (1934–1936), 21 место, длина/ширина/высота: 7000/2300/2750 мм, масса 4200 кг, двигатель: I-6, бензиновый, 5555 см3, 73 л.с., трансмиссия: 4-скр. МКПП, макс. скорость 60 км/час, расход топлива 34 литра / 100 км.

Выпуск нового отечественного автобуса ЗИС-8 на удлинённом варианте шасси грузовика ЗИС-5 был начат на Московском автомобильном заводе им. Сталина в 1934 году. Кузов автобуса с деревянным каркасом, обшитый металлом, был построен по проекту начальника кузовного цеха ЗИСа И.Ф. Германа. Но в связи с реконструкцией завода во второй половине 1936 года выпуск автобусов ЗИС-8 пришлось прекратить. Непосредственно заводом ЗИС было выпущено всего 547 автобусов этой модели.

Однако, московский завод «Аремкуз», автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова по чертежам завода ЗИС, монтируя их на готовые ЗИСовские шасси, вплоть до конца июня 1941 года. В московском автобусном парке ЗИС-8 продержался до начала 50-х годов.

Принято считать, что автобусом по прозвищу "Фердинанд", на котором ездила группа оперативников МУРа в телесериале «Место встречи изменить нельзя», был именно ЗИС-8, но на самом деле он был построен "Аремкузом" в начале 1960-х годов на "коротком" шасси УралЗиС, что видно по 6-оконным колёсам (оригинальные довоенные ЗиС-8 имели 2-оконные колёса).
Автобус АКЗ-1 (1947–1948), 23 места, длина/ширина/высота: 8500/2400/2800 мм, масса 4900 кг, двигатель: I-6, бензиновый, 5560 см3, 90 л.с., трансмиссия: 5-скр. МКПП, макс. скорость 65 км/час, расход топлива 29 литров / 100 км.

Городские пассажирские автобусы АКЗ-1 (в специальной литературе можно также встретить наименование ЗиС-Аремкуз) собирались московским авторемонтным заводом "Аремкуз" в послевоенные годы, когда Москва испытывала серьезнейшие проблемы с нехваткой автобусов.

Далеко не все машины, вернувшиеся с фронтовых дорог в городской автобусный парк, были сколько-нибудь пригодны для ремонта и дальнейшей эксплуатации, и в ряде случаев поступали так: восстанавливали пригодные для дальнейшего использования кузова автобусов ЗИС-16 или собирали новые кузова, используя годные фрагменты уцелевших кузовов ЗИС-16, и ставили на шасси новых послевоенных грузовиков ЗиС-150, применяя их же оперение передней части. Двустворчатые входные двери имели механический привод, а в салоне были установлены анатомические сидения. Характерной чертой этих автобусов являлось то, что они были короче ЗИС-16 на одну секцию.

Первая партия автобусов была готова летом 1947 года к 800-летнему юбилею столицы. Всего же завод сделал около 80 таких автобусов. Их век был недолог - деревянные кузова уже через 5 лет начали подгнивать, и АКЗ один за другим отправляли на свалку. Последний АКЗ-1 был снят с городских линий в 1953 году.
Автобус КАВЗ 663 ГЗА-651 (1949–1951), 19–23 мест, длина/ширина/высота: 6170/2360/2625 мм, масса 3750 кг, двигатель: I-6, бензиновый, 3485 см3, 70 л.с., трансмиссия: 4-скр. МКПП, макс. Скорость 70 км/час, расход топлива 22 литра / 100 км.

После Великой Отечественной войны в сельской местности СССР катастрофически не хватало автобусов. Основным требованием к машине в данной ситуации были отнюдь не высокий комфорт и надежность, а простота конструкции и ремонтопригодность. Стране был необходим автобус, серийное производство которого в больших объемах можно было бы наладить в кратчайшие сроки. Таким автобусом стал ГЗА-651, выпускавшийся на шасси грузовика ГАЗ-51 на Горьковском автобусном заводе с 1949 года.

В 1952 году его производство было передано на Павловский автобусный завод, где он выпускался под наименованием ПАЗ-651 до 1961 года. С 1953 до 1955 года ГЗА-651 под маркой РАРЗ-651 также производился Рижским авторемонтным заводом № 2 (будущей Рижской автобусной фабрикой). С 1958 года производство модернизированного автобуса параллельно началось на Курганском автобусном заводе под индексом КАвЗ-651, где продолжалось до 1973 года. Простота деревянной конструкции позволила многим авторемонтным предприятиям наладить собственное производство автобусов ГЗА-651 на базе грузовиков ГАЗ-51.

На базе ГЗА-651, прозванного в народе «коробочкой», было создано целое семейство спецавтобусов: грузовой фургон, автолавка, санитарный, военно-штабной, и даже инкассаторский.
Автобус курортный ЦАРМ «Рица» (1955–1962), 19 мест, длина/ширина/высота: 6170/2360/2370 мм, масса 2900 кг, двигатель I-6, бензиновый, 3485 см3, 70 л.с., трансмиссия 4-скр. МКПП, макс. Скорость 70 км/час, расход топлива 22 литра / 100 км.

В 1954 году город Сочи заказал Горьковскому автобусному заводу 10 открытых автобусов ГЗА-651, именно они и стали прототипами для специальных прогулочных автобусов с открытым кузовом ЦАРМ "Рица", производство которых было освоено Центральными авторемонтными мастерскими Сочинского автоуправления в 1955 году. Некоторые склонны считать их переделками автобусов ГЗА-651, однако это не так – кузова создавались полностью в кузовном цехе по проекту мастера-столяра А. П. Пахомова на шасси грузовика ГАЗ-51. Фактически автобус представлял собой кабриолет, но была предусмотрена и возможность спрятать пассажиров и водителя от дождя под брезентом, натягивающимся над салоном. Каждый раз в конструкцию вносились некоторые изменения, поэтому два абсолютно одинаковых автобуса не выходили из ворот мастерской.

Поскольку в большинство курортных автобусных маршрутов включалась поездка к озеру Рица, то и автобус стали называть "Рица", хотя рабочие мастерских изначально окрестили его "Голубой торпедо" из-за голубой окраски кузова. "Торпедо" массово выпускали вплоть до 1962 года и собрали около 200 автобусов, часть из них отправили на курорты Крыма, Грузии, Кавминвод и др.

После 1962 года недолгое время открытые автобусы собирали буквально поштучно по спецзаказам для Сочинских пансионатов на шасси грузовика ГАЗ-53.

Всех «героев» этой заметки можно будет увидеть с 7 по 10 марта на выставке Олдтаймер-Галерея в Сокольниках на стенде Музея «Московский транспорт».
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

04.03.2014 The Moscow car
16.11.2015 Худшие
Все статьи