Ретроспектива
13.08.2022
Борьба за скорость
Выставка с таким названием открылась на ВДНХ в музее ГОН. Ровно сто лет назад – в августе 1922 года Петроградский автомобильный клуб провел первую после революции и Гражданской войны кольцевую гонку и одновременно с ней заезды на верстовом отрезке. Так началась славная история советского автомобильного спорта. Становление его пришлось на середину 1930-х годов – героическое время индустриализации и первых пятилеток, когда отдельные энтузиасты и небольшие коллективы занялись постройкой гоночных машин из серийных ГАЗ-А, ГАЗ-М1 и ЗИС-101, и продолжилось в конце 1940-х годов, когда рекордные автомобили стали делать уже из узлов и агрегатов послевоенных «Москвичей» и «Побед». Эпизодически этим занимались и сами автомобильные заводы: ЗИС, ГАЗ, МЗМА.
На вид автомобили были неказисты, особенно самые первые: кузовные панели грубо сшиты электросваркой, расчёты сделаны на глазок. Вместо скоростной резины – шины от серийных моделей. Вместо специальных гоночных шлемов – танковые. Но в сердцах тех, кто за рулем, – желание побеждать и ставить новые рекорды. Это была эпоха, когда гонщик своим мастерством и умением мог компенсировать недостатки автомобиля. Автомобильный спорт в СССР двигали вперед люди «с бензином в крови», фанаты скорости и автомобилей. Они находили детали для сборки гоночных машин, строили их порой в самых обычных мастерских, сами испытывали и сами участвовали в рекордных заездах. Ошибались, разбивались, терпели неудачи, но снова и снова возвращались на старт.
Спортивная жизнь становилась всё более насыщенной. Одна за другой проходили гонки: Большое Минское кольцо, Невское кольцо, первенство Центрального совета общества «Буревестник», гонки на приз газеты «Смена», гонки на приз общества «Калев», гонки на приз памяти Ю.А. Гагарина, гонки на приз «Золотая осень», Кубок дружбы социалистических стран и многие другие. Каждый год – чемпионаты СССР, РСФСР, союзных республик, Москвы, Ленинграда, других городов. К концу 1980-х в ежегодном календаре соревнований значилось более двадцати гонок.
Практически ежегодно ставились рекорды скорости – всесоюзные и международные: на Минском шоссе, на озере Баскунчак, на Дмитровском полигоне, на взлетно-посадочных полосах аэродромов. Появились смелые проекты рекордных автомобилей на реактивной или электрической тяге. Один из мировых рекордов скорости в своём классе, установленный Эдуардом Лорентом, не превзойден до сих пор. Однако абсолютный мировой рекорд скорости так и остался для советских рекордсменов только мечтой.
После распада СССР активность в отечественном автомобильном спорте сошла на нет, последовали десятилетия забвения и невосполнимых утрат. Но вопреки всему, некоторым экземплярам уникальных отечественных рекордных и гоночных автомобилей повезло уцелеть. На смену одним энтузиастам – конструкторам и гонщикам, пришли другие – коллекционеры и реставраторы, главная цель которых – борьба за сохранение техники и истории, возвращение из небытия не только уникальных автомобилей, но и всего, что связано с людьми, их строившими, испытывавшими, ставившими на них рекорды. Благодаря трудам и усилиям «Мастерской Шаманского» удалось спасти несколько десятков настоящих редкостей советского автоспорта в числе которых ЗИЛ-112С, «Киев-Спорт», полное собрание гоночных машин «Эстония» и почти все рекордные автомобили «Харьков» конструкции Эдуарда Лорента.
Представленная на выставке коллекция легендарных автомобилей, уникальных артефактов, кино- и фотодокументов позволяет почти в полной мере проследить историю гонок и рекордов советской эпохи, которая могла бы навсегда исчезнуть, но была спасена и будет сохранена для будущих поколений.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация