До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
20.02.2014
Хроника, год 1909. Футуристы и будетляне
Если опубликовать документ, 105-летие которого отмечается сегодня, обвинят в экстремизме. «Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!» — такое, скорее, подойдёт для люмпенов с Евромайдана, нежели для состоятельного итальянского интеллектуала, коим является автор цитаты, Филиппо Томмазо Маринетти.

«Манифест футуризма» напечатала французская газета Le Figaro, после чего этот документ взбудоражил умы всего цивилизованного мира. (К слову, до этого он раз десять публиковался в местной итальянской печати без какого-либо отклика. Но Le Figaro — другое дело.) Мир, от которого призывал отречься Маринетти, с восторгом принял это предложение: давайте, отрекайтесь!

«Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущий автомобиль, словно изрыгающий картечь, — прекраснее статуи Ники Самофракийской».
Маринетти призывал воспеть человека у руля машины, подразумевая не конкретно водителя и не конкретно автомобиль, а повелителя новой эры механизмов. Столетие как шагала по миру промышленная революция, а общество признавало за машинами и механизмами исключительно утилитарные преимущества. Меж тем, облегчая людям жизнь, машины преображали и среду обитания как таковую. То есть, вторгались в культурную и общественную составляющую бытия. Люди предпочитали не замечать этого, вот машины и взбунтовались. Выразителем немого, но чрезвычайно убедительного бунта стал Маринетти.

Кто он такой, Маринетти? Состоятельный бездельник. Он из адвокатской семьи. Его настоящее имя Эмилио Анджело Карло Маринетти. Его необычайная одарённость только усугубляла его лень, в чём на страницах Figaro сам он и признаётся: «Лень впереди нас родилась и, развалившись на персидских коврах, всю ночь напролёт мы спорили и спорили о крайних границах логики и марали бумагу изменчивыми знаками...» «Мы» — это компания молодых людей, издававших журнал Poesia: Умберто Боччони, Карло Каппа, Джино Северини, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло под предводительством Маринетти. Печатный орган в те годы представлял весьма эффективный инструмент воздействия на общественное сознание, вспомним ленинскую «Искру». А еще, помните ленинское: «Верхи не могут, низы не хотят»? Правда в том, что бунты никогда не возникают «снизу». Застрельщиками выступают представители самых что ни на есть благополучных и обеспеченных кругов общества. Весьма поучительно взглянуть на здание гимназии в Нижнем Новгороде (через площадь от Кремля), где преподавал отец Ленина. Весьма пафосное было заведение. Можно вспомнить и декабристов, и князя Кропоткина, да и еще одного адвокатского отпрыска Маркса — бездельника, каких свет не видывал. Людям занятым — не до революций. Это уже потом идеи, зароненные в толпу, подхватываются и раздуваются в пламя, довольно часто пожирающее самих идеологов.

Маринетти сотоварищи обращаются со словом играючи, по-хулигански, как майдановец с коктейлем Молотова. Побудительным мотивом к написанию «Манифеста» послужила автомобильная авария. Случилось это около полудни 15 октября 1908 года на улице Домодоссола в Милане. Маринетти с механиком Этторе Анджелини обкатывал новую Isotta-Fraschini (в двух кварталах на улице Монтероза находился завод этих выдающихся автомобилей). Улица прямая, как стрела, и довольно пустынная (по тем временам — окраина). И все же Маринетти не разошелся с двумя велосипедистами и улетел в канаву.

Этот эпизод лёг в предисловие «Манифеста»: «И как молодые львы, мы кинулись вдогонку за смертью. Впереди в бескрайнем лиловом небе мелькала ее черная шкура с едва заметными блеклыми крестами. Небо переливалось и трепетало, и до него можно было дотронуться рукой... Мы неслись сломя голову. Из подворотен выскакивали цепные псы, и наши раскалённые колёса тут же давили их, как утюг разглаживает воротник сорочки. Прирученная смерть на каждом повороте забегала вперед и ласково протягивала мне свои костяшки, либо со скрежетом зубовным поджидала, лежа на дороге и бросая бархатистый взгляд из глубины луж... Вдруг, откуда ни возьмись, два велосипедиста. Они замаячили передо мной, как два веских противоречивых довода. Виляют по-дурацки прямо на моём пути — ни проехать, ни пройти... Вот незадача! Тьфу!.. Я резко затормозил и отвратительным образом — раз! — кувырком полетел в канаву... О, родная канава, залетел в канаву — напейся на славу! О, заводы и их сточные воды! С наслажденьем припал я к зловонной жиже, вспомнив черные сиськи моей кормилицы-негритянки!»

Вслед за первым «Манифестом» вышел второй и третий. Поразительна лёгкость, с какой Маринетти обретал единомышленников повсюду. В первую очередь — в России. Давид Бурлюк, Алексей Елисеевич Кручёных, Маяковский. Завелись «кубофутуристы», «эгофутуристы» и даже «центрифугисты» (самый известный — Борис Пастернак). А все вместе — будетляне, «жители будущего». Русский манифест футуристов, «Пощёчина общественному вкусу» — почти калька с итальянского. Предлагалось сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности. (Маринетти призывал повернуть каналы и затопить музеи.) Просто ли это констатация «неизбежности крушения старья», как писал в «Автобиографии» Маяковский?

Любопытно проанализировать именно «почти». Различия двух «манифестов» обусловлены различием в комплексах, коими терзаемы их авторы. У более эмоциональных итальянцев эти комплексы выпирают наружу: «каждодневные посещения музеев, библиотек и учебных заведений... для людей искусства так же вредны, как затянувшийся надзор со стороны родителей». (Папа Маринетти — видный юрист, а у самого — квартира в центре Милана и Isotta-Fraschini.) С нашими сложнее, они преимущественно нищи, как церковные мыши. Маяковский спит на Сретенском бульваре, укрывшись газетами. Какие тут могут быть комплексы? А вот, к примеру, из русского «Манифеста»: «Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке». Сколько бы Маяковский публично не осуждал желание дачи, это желание подспудно сидело и в нём.

Автомобиль, что характерно, волновал и нищих русских футуристов. «Бак моего завинченного сердца наполнен вспыльчивым, как меняльная лавка бензином...» — выражался Кручёных, «футуристический иезуит слова», как окрестил его Маяковский. У самого Маяковского связь с автомобилями окажется прочнее и разнообразнее. Одно из ранних стихотворений, 1913 года, называлось «В авто». Кося от фронта, поэт устраивается в Учебную автороту в Санкт-Петербурге. Это было, как известно, первое на Руси заведение, занимавшееся исследованием конструкций автомобилей, испытаниями, разработкой методик подготовки военных водителей. «Ночами учусь у какого-то инженера чертить авто». Придет время, Маяковский пойдёт арестовывать начальника автороты полковника Секретева — человека, повинного лишь в том, что ему больше нравился Пушкин с Толстым, нежели Маяковский с Бурлюком. Новое вошло в клинч со старым. Хаотичная неукротимая энергия нового пересилила размеренно-рассудительное старое. Недаром между словами «футуризм» и «фашизм» часто ставят знак равенства. «Война — единственная гигиена мира», — заявлял Маринетти. Трудно отмерить в вихрях, пронёсшихся над Европой, роль автомобиля. Вдохновительную, побудительную роль. Но как повлияли вихри на автомобиль? Шагнув со стихотворных строчек-лесенок, с театральных экспериментов, с живописных абстракций, футуризм прочно поселился в эстетике автомобилей 1920-х годов. Это был удивительный эволюционный этап, когда мысль (подхлестнутая футуристами) забежала вперед технологических возможностей. Получается, вдохновленные достижениями науки и техники, отвергая старое и славя новое, футуристы оказались даже слишком будетлянами?
Филиппо Томмазо Маринетти (22.12.1876 – 2.12.1944 гг.) – основоположник всемирного футуризма.
Передовица субботней Le Figaro от 20 февраля 1909 года, подавшая нам повод отметить 105-летие всемирного футуризма. Архив http://gallica.bnf.fr.
«Мы вышли к трём машинам. Я растянулся в моей, как труп в гробу». Юмористическая зарисовка начала ХХ века. Опубликована в сборнике «Мир из окна автомобиля» (составитель К.Шляхтинский), М.: из-во «Авто», 1996 г.
«Самому старшему из нас 30 лет…». Футуристы Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччиони, Джино Северини (слева направо).
Картина «Стремительность автомобиля» Луиджи Руссоло, 1912 год.
Филиппо Томмазо Маринетти за рулем Isotta-Fraschini с кузовом «дубль-фаэтон» мастерской Cesare Sala, 1908 год.
Фабрика Isotta-Fraschini в Милане на улице Монтероза, начало ХХ века.
Полотно Джакомо Балла «Скорость автомобиля», 1913 год. На эту тему мастер создал за короткий период несколько работ.
Бельгийский Pipe с футуристическим кузовом на Парижском автосалоне, 12 июня 1910 года. Архив http://gallica.bnf.fr.
Одноколейный автомобиль Gyrocar, построенный компанией Wosleley по проекту лондонца Петра Шиловского, 1914 год.
Футуризм? Авангардизм? Конструктивизм? Бунт машин! Афиша спектакля Государственного большого драматического театра.
«Штромлиниен», то есть, обтекаемый грузовик германского авиа- и автоконструктора Эдмунда Румплера, созданный по заказу берлинского издательства Ullstein заводом Vomag и кузовным ателье Готтфрида Линднера (впоследствии – крупным поставщиком спальных вагонов в СССР). Построили два грузовика, RuV29 и RuV31 с моторами Maybach (6-цил 90 л.с. и V12 150 л.с.), привод на передние колеса. Фото: Deutsches Bundesarchiv.
Неприкрытый футуризм: первый в мире серийный автомобиль с кузовом понтонной формы, Hanomag 2/10PS по прозвищу Kommissbrot (дословно: «Пайковый хлеб»). С 1925 по 1928 год выпущено 15775 «пайков».
«Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущий автомобиль, словно изрыгающий картечь, - прекраснее статуи Ники Самофракийской». В рекламном плакате 1923 года выдающегося итальянского графика Плиния Кодоньято для Fiat заметно влияние футуристов.
Легковой автомобиль Румплера в аэродинамической трубе Volkswagen. Cx=0,28. Испытания проводились в 1979 году.
Футуристический радиатор французского автомобиля Chenard et Walker 1919 года. Архив http://gallica.bnf.fr.
Французский инженер Эмиль Клаво получил 22 декабря 1923 года патент на автомобиль каплевидной формы с центральным расположением силового агрегата. Авангардная конструкция была реализована как в открытом, так и в закрытом вариантах в 1926 – 1927 годах. Автомобили Клаво послужили примером для Долматовского. Архив http://gallica.bnf.fr.
Смычка футуризма с ар-деко: магазин Citroёn на ул. Марбёф в Париже. Архитекторы Альбер Лапрад, Леон-Эмиль Базэн, Морис Равазе. 1928 год. На шестиэтажную витрину высотой 21 м и шириной 10 м ушло 19 т стекла.
Влияние футуристов распространялось на все области, и в том числе на архитектуру зданий, связанных с автомобильным делом. Пандусы завода Fiat в Турине.
Закоренелый футурист Маринетти считал войну «гигиеной мира» и побывал на полях сражений всех вооруженных конфликтов, где участвовала Италия в ХХ веке.
20 июля 1942 года в качестве инспектора 62-летний Филиппо Томмазо Маринетти (на снимке – крайний справа)прибыл в итальянскую армию на Дону. Спустя четыре месяца тяжело заболел и был эвакуирован домой. Так и не смог восстановиться и умер в декабре 1944 года.
То, что вчера было футуризмом, сегодня – стимпанк. Дизайнер Ford Motor Company Джей Мэйс – автор термина «ретрофутуризм».
Тезисы ретрофутуризма дизайнер Джей Мэйс подкрепил в 1999 году концепт-каром Ford 021C («программный автомобиль 21 столетия).
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

олд джек
20.02.2014 10:34:31
а прошлое то все больше от нас отделяется. Скоро трудно будет даже просто понять, а что же там происходило то, сто лет назад... Читая такой материал ощущаешь себя в машине времени, пусть и виртуально и всего на несколько минут.)))
Ник-Ник
20.02.2014 15:15:50
В машине времени иногда просто нужно оказываться - чтобы не заблудиться!

На Майдане не люмпены, а вооруженное нападение, на демократическую до недавнего времени, хотя и сильно коррумпированную страну, от имени армий Бандеры, Шухевича и прочих оуновцев-фашистов, против москалей, жидов и ляхов! Так это по украински все это звучит.

Вообще-то это, как я понимаю, не политический сайт. Не нужно, наверное, тут трогать столь сложные темы. А статья замечательная!
S_Iones
21.02.2014 13:25:47
Бунтари 100-летней давности вызывают только восхищение - Маринетти, Маяковский - изумительные яркие творческие личности. Даже "бездельник" Маркс, на секундочку, умница планетарного масштаба.

Кто во главе майданов - непонятно. Перевелись за 100 лет ЛИЧНОСТИ. Но майдан - как минимум, показатель, что Украина - страна живая, бьющая ключом, в отличие от гнилючего муторного болота восточной соседки с ее "стабильностью" и "вертикалями".
Ник-Ник
21.02.2014 14:46:59
Кто во главе майданов - непонятно
------------------------------------------------------
Почему не понятно - правый сектор, пан Ярош, фашисты... Сносят памятники, срывают ордена с груди ветеранов, георгиевские ленточки... Раз, уж, нельзя без политики, то впереди мюнхенский сговор: США заинтересовано не только в развале связки Россия-Украина, но и всей Европы... Они далеко от фронта (вместе с Великобританией), а бабла подливают в Майдан немерянно.. А в Хохляндии 4 АЭС плюс еще 11 реакторов.
Слава Украине, Шухевичу, Бандере и прочим гебельсам.

У вас за Уралом избушка есть, чтобы радиацию пару тысяч лет полураспада переждать?
Павел Лифинцев
21.02.2014 20:11:59
ВОТ ЭТО © - отличная статья! Давненько я не читал ничего столь же свежего и неизбитого. А то в последние годы так называемые "историки" зачастую только и переписывают пресс-релизы, да друг у друга.

Даже не верится: неужто и впрямь Маяковский скрывался от войны в Учебной автороте? И участвовал в аресте Секретёва? С ума сойти!

Единственное, не могу взять в толк, что такого футуристического в радиаторе "Шенар и Валькера"? А вот чего действительно не хватает иллюстративному ряду, так это знаменитой "А.Л.Ф.А. Рикотти" с веретенообразным кузовом от ателье "Кастанья".

Не могу не спросить. Как по-вашему, Денис, есть ли у такой статьи шансы быть напечатанной в каком-либо издании? Я уже довольно продолжительное время "не в теме", но сдаётся мне, это из области фантастики...
Денис Орлов
21.02.2014 20:34:25
Павел, спасибо за отклик!
"Автобиографию" Маяковского стоит изучать выпускникам школ как образец написания резюме при будущем трудоустройстве :)
Машина графа Рикотти, на мой взгляд, несколько другое. Она - на тему аэродинамики, настоящего технического прорыва. Здесь же рассматривается влияние на автомобиль новой художественной эстетики, а не наоборот, формирование новой эстетики автомобиля благодаря достижениям науки и техники. Почему и "Шенар-Валькер". Радиатор-то остался радиатором - только форма облицовки сделалась футуристической.
Напечатанной... Хм... А чем не понравилось Вам такое современное средство массовой информации, как сайт Сорокина? Вы же прочитали и, значит, цель автора достигнута. Но вот моей большой статьи о Маяковском в глянцевом мужском журнале GQ лет пять назад Вы наверняка пропустили. Как и не менее замечательную статью моего друга Константина Шляхтинского о Маринетти, напечатанную, кажется, в "Клаксоне" - и это прекрасный аргумент в защиту такого способа публикации, как www.oldtimer.ru!
22.02.2014 06:49:20
Денис, дружище, можно немного критики?
Со словом Kommissbrot не так всё просто, как ты думаешь. Его нельзя дословно переводить в отношении этого "Ганомага". На первый взгляд вроде бы всё верно... Другие наши историки, в том числе и корифеи, вообще не понимали смысла этого прозвища и переводили его даже по аналогии с УАЗом - "буханка". Бывало и ещё нелепее.
Но дело в том, что германский армейский хлебный паёк во время Первой мировой войны частично выпускался крупными пекарнями и выдавался в нарезанными квадратными ломтями в консервированном (!) виде, дабы сохранить свежесть (ноу-хау немецких "бекеров" времён ПМВ). А консервные банки были квадратного сечения! Кузов "Ганомага" чем-то напоминал именно консервную банку для этого хлеба. Кроме того, под конец войны хлеб этот смешивали с различными добавками, и даже с опилками, качество было отвратительное. Воспоминания бюргеров Веймарской республике о войне, дефиците и низком качестве продуктов питания были весьма свежие. В прозвище машины отразилась как форма кузова, так и простота, если хотите даже "суррогатность" машины.
Но даже практически все немецкие автомобильные историки не поняли значения этого слова - не догадались глубоко изучить собственную историю. Сказалась типичная для немцев недостаточная эрудиция - они хорошо разбираются в своих профессиональных предметах, но при этом могут иметь знания по другим предметам на уровне ученика начальной школы - в народе таких специалистов называют Fachidiot - предлагаю автору и читателям самим попробовать перевести это слово на русский, как можно точнее и красивее. Типичный пример "факультативного идиотизма" (в данном случае перевод буквальный): бундесканцлер и доктор физики фрау Ангела Доротея Меркель, вроде бы образованная женщина, но опозорила себя тем, что во время посещения средней школы контурной карте Европы нашла Берлин в ... Республике Коми и даже не покраснела, когда дети стали смеяться (на ютюбе есть куча видеороликов, поисковые слова: Merkel sucht Berlin). Очень нелёгкое это дело переводить немецкий язык, особенно разговорный жаргон, так, чтобы сохранить скрытый смысл. Павел, может ты попробуешь перевести слово Fachidiot? У меня в голове несколько вариантов, но даже я не решаюсь выбрать подходящий перевод на русский.
Павел Лифинцев
22.02.2014 10:46:01
Есть слова и особенно выражения, для которых чрезвычайно трудно подобрать адекватный эквивалент в другом языке. Либо вся красота и сочность оригинального звучания теряются, либо – что ещё хуже – искажается смысл.
Fachidiot, наверное, можно перевести как "узколобый специалист", но... см. выше.

Гм... Автомобиль графа Рикотти – технический прорыв? Но ведь он создавался по наитию, никакой научной базы, в отличие от того же Румплера, под него не подводилось. И сколь-либо впечатляющего улучшения характеристик это не принесло. Ещё бы – ведь колёса, подвеска, радиатор и фары остались открытыми.
По мне, так это именно стилистический эксперимент, не оказавший серьёзного влияния на развитие автомобильной техники. А, впрочем, whom how.

Глянцевый журнал GQ я действительно не читал, как и не менее глянцевый "Клаксон". И против интернет-публикаций ничего не имею. Но всемирная сеть – штука не слишком надёжная. Сколько прекраснейших сайтов сгинуло без следа по самым разным причинам – правовым ли, финансовым, либо просто из-за потери интереса со стороны создателей.
Мне нравится oldtimer.ru, и я искренне желаю ему долголетия и процветания. Но в то же время рекомендую сохранять наиболее интересные материалы на винт, ибо ничто не вечно в этом мире.
Денис Орлов
22.02.2014 11:12:23
Слава,
я как раз всё предварительно про "паёк" изучил. И хлебные консервы эти видел (кажется, в Военном музее г. Вены). Просто подробное разъяснение слова Kommissbrot не входило в формат этой статьи. Однако ты с полным правом разъяснил это в комментариях, за что тебе спасибо.
Денис Орлов
22.02.2014 11:17:35
Павел,
в статье отражено именно стилистическое влияние футуризма на автомобиль. НЕ техническое. Разумеется, я также прекрасно понимаю вклад Румплера в прогресс именно в области аэродинамики. А машина Рикотти, на мой взгляд, мало что с футуризмом имеет, но вот в развитие конструкций (пусть даже интуитивно) граф внес существенный вклад. Недаром его Долматовский брал в качестве отправной точки для вагонников. Впрочем, whom how. :)
Ну а глянцевый GQ с моей статьёй о Маяковском (которую я отношу к своим небольшим достижениям) тоже благополучно сгинул - подобные журналы печатают большим тиражом для того, чтобы привлечь рекламодателя, покупают мало, а потом устаревший тираж пускают под нож. Не уверен даже, что "Ленинка" забирает себе копию. Поэтому я за Сорокина (не отвергая дальнейшего сотрудничества с глянцем).
Ник-Ник
22.02.2014 22:30:37
Весьма сомнительный довод - "Недаром его Долматовский брал в качестве отправной точки..." Румплеру от этого ни жарко, ни холодно было.

А вот этот постулат про то, что модель каплевидного автомобиля Эмиля Клаво послужила для Долматовского прообразом, вообще не вселяет в душу чуства гордости... Вечно мы все "переводили с иностранного".


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное