Блокнот
10.12.2013
Хроника, год 1903. Приключения радиатора
Радиатор — самая неуклюжая деталь в автомобиле. Все хотят от него избавиться, спрятать, засунуть куда подальше. А радиатор не сдается, гнёт свое — продолжает на протяжении стольких лет определять эстетику автомобиля. Вот, «ушастому» ЗАЗ-968 пришлось приделать спереди аляповатое «архитектурное излишество». А все потому, что солидный автомобиль (а «Запорожецъ» — солидный автомобиль!), как корабль без форштевня, не может быть без радиатора! Или хотя бы — намека на оный. Радиаторами восхищались классики. Моё любимое у Виктора Шкловского: «Паккард»!... Я знаю его в радиатор". А никуда не деться! Сперва появляется радиатор, а уже за ним и весь автомобиль. Раз так, то обрамление радиатора, а следом и решетку, защищавшую его от камней, все компании принялись использовать в качестве главного элемента узнаваемости автомобиля. Впрочем, случались и исключения...
10 декабря 1903 года, сто десять лет назад компания Renault Frères («братья Рено») выпустила новый автомобиль Type U, впервые поместив радиатор позади цилиндров двигателя — над маховиком. Это решение надолго определит узнаваемый стиль марки, с приметным капотом. Московские острословы (а по столице ходило немало Renault, в том числе, с июня 1925 года около 150-ти таксомоторов Renault KZ) прозвали машины французской марки «утюгами».
В своем решении компания Renault не осталась в одиночестве. Подобным образом поступили германский завод Komnick, французские Alda, Charron, Schneider, американские Princess и Stewart, британский Dodson... словом, иногда Renault в порыве ревности набрасывалась на соперников с судебными исками. В ту пору чаще всего применяли термосифонное охлаждение, без помпы, основанное на принципе самоциркуляции воды. Удельный вес нагретой воды меньше, чем холодной. Более «легкая» горячая вода поднималась в верхний бачок радиатора, а холодная стекала обратно в водяную рубашку двигателя. Чем выше верхняя точка замкнутого контура, тем быстрее происходит циркуляция, и тем эффективнее радиатор. Можно подумать, что именно этого добивался Луи Рено и его механики. Однако снизу радиатор подпирал маховик и, значит, и нижняя точка контура расположена тоже выше обычного! Выходит, выгода не в этом. В чём же тогда? Такой радиатор не заслоняет водителю дорогу, значит можно увеличить его размеры и площадь охлаждения. Радиаторы Renault беспримерно широкие, им приходится ловить воздух, отражаемый капотом и крыльями. Кстати, технические книги начала ХХ века подтверждают, — охлаждение у радиаторов Renault не столь эффективное, как у машин нормальной схемы.
В своем решении компания Renault не осталась в одиночестве. Подобным образом поступили германский завод Komnick, французские Alda, Charron, Schneider, американские Princess и Stewart, британский Dodson... словом, иногда Renault в порыве ревности набрасывалась на соперников с судебными исками. В ту пору чаще всего применяли термосифонное охлаждение, без помпы, основанное на принципе самоциркуляции воды. Удельный вес нагретой воды меньше, чем холодной. Более «легкая» горячая вода поднималась в верхний бачок радиатора, а холодная стекала обратно в водяную рубашку двигателя. Чем выше верхняя точка замкнутого контура, тем быстрее происходит циркуляция, и тем эффективнее радиатор. Можно подумать, что именно этого добивался Луи Рено и его механики. Однако снизу радиатор подпирал маховик и, значит, и нижняя точка контура расположена тоже выше обычного! Выходит, выгода не в этом. В чём же тогда? Такой радиатор не заслоняет водителю дорогу, значит можно увеличить его размеры и площадь охлаждения. Радиаторы Renault беспримерно широкие, им приходится ловить воздух, отражаемый капотом и крыльями. Кстати, технические книги начала ХХ века подтверждают, — охлаждение у радиаторов Renault не столь эффективное, как у машин нормальной схемы.
Логика Renault заключалась, скорее всего, в том, чтобы защитить радиатор от летящих камней и от забивания пылью. Кроме того, двигатель удобнее и безопаснее было обслуживать. Побочно водители (в особенности, таксисты) получили бонус — зимой их согревало тепло от радиатора.
В 1928 году Рено по предложению главного конструктора Шарля Серра (по другим документам он — Эдмон Серра) все же принял решение переносить радиатор вперед. Готовилась к производству первая высококлассная модель Reinastella с рядным восьмицилиндровым двигателем. Эффективность охлаждения начинала играть принципиальную роль. Однако все настолько привыкли к утюгообразным носам Renault, что, сохраняя преемственность стиля, первый передний радиатор пришлось сделать... наклонным! Чтобы он поместился в «утюге».
В 1928 году Рено по предложению главного конструктора Шарля Серра (по другим документам он — Эдмон Серра) все же принял решение переносить радиатор вперед. Готовилась к производству первая высококлассная модель Reinastella с рядным восьмицилиндровым двигателем. Эффективность охлаждения начинала играть принципиальную роль. Однако все настолько привыкли к утюгообразным носам Renault, что, сохраняя преемственность стиля, первый передний радиатор пришлось сделать... наклонным! Чтобы он поместился в «утюге».
Если бы этим дело и закончилось! Как нескладный подросток не знает, куда деть руки, Renault не знала, куда пристроить радиатор. Наблюдать за его перемещениями в автомобилях марки забавно и поучительно. Всё внимание — на иллюстрации.
![](/upload/2b9/2b92d0702ad32494c94a35d650580e3f.jpg)
Renault 14CV Type U (b) поступил в продажу в 1904 году. Под капотом стоял четырехцилиндровый мотор рабочего объема 3050 см3, развивавший номинальную мощность 14 л.с. Автомобиль массой 1200 кг (шасси) мог развить скорость 70 км/ч.
![](/upload/2f4/2f4a4fce885d79e6b517be9dc5261323.jpg)
На маховиках двигателей Renault отливались лопасти, чтобы помогать отводить горячий воздух из подкапотного пространства и от радиатора. Показан двухцилиндровый мотор Type AX 1908 года.
![](/upload/c2c/c2c50a95741f76f318badef02e28cd3d.jpg)
Происходил процесс охлаждения примерно следующим образом.
![](/upload/c09/c094527ada20e4a1d29bfeef1d539ba8.jpg)
Первые автомобили Renault Voiturette A (1898 год) и Type B (1900 год) вообще обходились без радиаторов. Одноцилиндровый двигатель De Dion-Bouton рабочего объема 450 см3 и мощностью 2,75 л.с. имел развитые ребра охлаждения.
![](/upload/294/294933e243c9a7419ffca339ca037d15.jpg)
На автомобилях Renault начала ХХ столетия применялся радиатор с ребристыми трубами, расположенный по обе стороны от капота. Показана четырехцилиндровая гоночная модель Type K, известная также под собственным ником «Париж – Вена».
![](/upload/ba8/ba82b7c155cda2d86c18c66ee981b080.jpg)
Радиатор Renault состоял из труб с многочисленными рёбрами, объединенных латунным трубопроводом в единую циркуляционную систему. Каждый радиатор обслуживал свою пару цилиндров.
![](/upload/000/000d8d32b920dd8bd6f5e73dc771f91c.jpg)
Реклама автомобилей Renault в начале ХХ столетия хорошо работала на запоминание облика изделий завода. Фото: Wikipedia.
![](/upload/205/205b96d026099721fbf610bcd491f15c.jpg)
Известное фото: Renault у Зимнего дворца. Предположительно, это машины царского гаража. Можно разглядеть, что трубки на радиаторе расположены в три ряда.
![](/upload/6f3/6f3afca3763f5a312f6338cf1450952c.jpg)
Автомобили Renault пользовались большим успехом в России, во многом благодаря приверженности к ним государственного заказчика полковника Секретева.
![](/upload/33f/33f8331f720d9edd7a60a6cb1b23dbd4.jpg)
Несмотря на неэффективность радиаторов, вездеход Renault MH в январе 1924 года отлично показал себя в пробеге по Сахаре из Алжира в Нигер и других пробегах. Реплика легендарного автомобиля построена в заводском центре сохранения исторического наследия Renault Classic.
![](/upload/998/99884d816c3d94fe9fb1de529015d1f0.jpg)
Шасси Renault MH с колёсной формулой 6х4 и демультипликатором. В 1923 году, повинуясь моде, радиатор Renault спрятали под капот, оставив наружи акульи «жабры» воздухозаборников. Это усугубляло теплонагруженность мотора.
![](/upload/7c3/7c354bccf3770a539e7ab104e47a3ed2.jpg)
Величественная восьмицилиндровая Renault Reinastella Type RM выпуска 1930 года с… наклонным радиатором.
![](/upload/7cb/7cbb79eed1826ea3b667f5e1f72c989e.jpg)
Primastella, Monastella, Vivastella, Nervastella, Reinastella… Словом, до первой звезды – нельзя! – в начале 1930-х модели Renault обрели собственные имена. «Звезды» Renault 1930-х даже эмблему собственную получили, в виде перевернутой пятиконечной звезды. Внешне же эти машины мало отличались от какого-нибудь Chrysler – облицовка радиатора подкачала!
![](/upload/9d9/9d9491ea6561ae160b4ff4b845a0472d.jpg)
Под капотом у Renault Vivastella Type PG выпуска 1933 года. Шестицилиндровый двигатель рабочего объема 3,2 л развивал 65 л.с. Радиатор здесь уже практически устоявшейся конструкции. За исключением, пожалуй, одной детали: сквозь верхний бачок проходит тяга управления жалюзи декоративной облицовки: зимой «попона» этому автомобилю не нужна!
![](/upload/96f/96fa8149247c73a62ba65759b8498dbd.jpg)
А где радиатор-то? А его и нет! Renault 4CV разрабатывался втайне от гитлеровцев (это был вклад конструкторов Фернана Пикара, Пьера Безье и Жоржа Тублана в движение Сопротивления). Радиатор в лучших традициях Сопротивления прятался между задней стенкой салона и моторным отсеком. Поэтому одной из главных проблем стало поступление воздуха к радиатору.
![](/upload/de6/de6359bc3f1aba283369032acc20082f.jpg)
Renault Florida – заднемоторный прогулочный кабриолет на агрегатах седана Dauphine. Выпускался с 1958 по 1963 год. Экземпляр на снимке, шоколадного цвета, подарили Никите Хрущёву во время его визита на завод во Флёне в 1960 году. «Видимо, среди рабочих имелось много коммунистов», – напишет потом Хрущев в мемуарах. Обращает на себя внимание спецсигнал-«лягушка» и дополнительный клаксон под бампером.
![](/upload/8f8/8f822ad3e472b9ffecc78f0158c7947c.jpg)
А так организовано подкапотное пространство Renault Floride. Четырехцилиндровый рядный двигатель рабочего объема 845 см3 развивает 40 л.с. (Справа вверху фильтр вентиляции и отопления салона.) Радиатор установлен перед мотором, а позади него столько пустующего места! Когда в 1963 году у машины заменили мотор, радиатор перенесли назад. Машину переименовали в Caravella. Внешне её легко было отличить по отсутствию боковых воздухозаборников. Именно в такой позировала Бриджит Бардо!
![](/upload/fdb/fdbc74867b147fdf36da7bdb7899a9c1.jpg)
Культовый Alpine-Renault A110 Жана Ределе, в 1971 и 1973 годах взявший весь подиум ралли Монте-Карло. Шумный, гулкий и невероятно тесный автомобиль.
![](/upload/cd8/cd857265972d8a7224f1938bc267636d.jpg)
Откуда течёт? Сотрудник центра Renault Classic обнаружил радужные разводы на асфальте. А в моторном отсеке Alpine A110 столь же тесно, как в салоне. Радиатор, между прочим, поставлен известным на весь мир автобусным заводом Chausson!
![](/upload/7fc/7fce344b36dd0dc58b20bf60d70404e6.jpg)
Революционный Renault 16, 1964 год. Радиатор уже на привычном месте, однако силовой агрегат перевернут коробкой передач вперед.
![](/upload/688/688fcd4e3987e234791308159d7560fa.jpg)
Первый французский серийный автомобиль с турбонаддувом – Renault 5 Turbo (1980 – 1982 гг.). Настолько сложный и необычный, что его сообща делали на трёх заводах, во Флёне, Серизэ и Дьеппе. Построили всего 1690 машин. Четырехцилиндровый двигатель Renault 5 Turbo рабочего объема 1397 см3 развивал 160 л.с., что позволяло разгоняться до 200 км/ч. Силовой агрегат располагался продольно позади сиденья водителя. Радиатор в передней части машины, а по обе стороны от блока цилиндров – дополнительные теплообменники.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
![](/upload/main/eaf/eaf4d87dc80fcfa0403fbff549c9424d.jpg)
В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.
популярное
Комментарии
Вызвал приятные воспоминания хороший снимок "хрущевского" Рено. Только вот, помнится, машина на номерах З 3982 МО была не шоколадная, а темно-синяя. Страшно удивлялся, что на олдтаймер парад в Битце в 85-86 годах ВОТ ЭТОТ Рено приехал в первый год с железной крышей и стеклами по кругу, а во второй год с натянутым мягким верхом. Про ВОТ ТАКОЙ трансформинг я еще не знал. Кстати, не ВОТ ЭТОТ ли Рено засветился в Сталкере Тарковского?
Но особый укус, ясный перец, главная тема - радиаторы Рено 10-20-х годов на месте моторного щита. ВОТ ЭТО испытывали на себе два знаменитых русских шофера. 1. Степан Казимирович Гиль, возивший В.И. Ленина на реквизированном у проклятого царизма Рено-40. 2. Евгений Васильевич Рыжиков, ветеран московского такси, автор прекрасной книги воспоминаний, начинавший еще на черном, как браунинг, Рено KZ. Денис упоминает вскользь самую жесткую проблему - полное отсутствие отопления в тогдашних авто. А зимы в 20-х были честные, с двадцатками-тридцатками законных дубняков. И ВОТ ТУТ уже не "бонус", а вопрос жизни!
Представьте себе, что для водителя, отбывающего рабочую смену, в лютую стужу значил радиатор, полный горячей воды прямо в кабине? ВОТ ВО ВСЕХ остальных машинах шоферы небось обмораживались в валенках и дубленых тулупах! Зато летом наступала расплата. Посидите-ка у кипящей печки в тридцатник жары!
И еще ВОТ ТАКОЙ момент. Долматовкий описал в книге Мне нужен автомобиль, как в конце 30-х, киношники готовили игровой автомобиль для картины Ленин в 1918 году. Аутентика Рено-40, на котором Гиль вез подстреленного Ильича с завода Михельсона, тогда, 20 лет спустя, уже не сохранилось. На ЗИСе заказали репликар, Долматовский и его товарищи вычертили машину по образцу 10-х годов, но ВОТ ЭТОТ проект не прошел, и в качестве игрового автомобиля взяли как раз такси Рено образца 1925 года. Долматовский писал, что старое такси отдаленно напоминало настоящий Рено (как раз радиатором-утюгом!), ВОТ ТОЛЬКО было простенькое дешевое такси намного меньше по размерам, чем дорогущий и шикарный 40-й лимузин, как легковушка на фоне грузовика, и в кадре ВОТ ЭТО опытному глазу заметно.
Почему-то я всегда был убежден, что Floride Хрущева была либо темно-вишнёвая (возможно - бордовая), либо коричневая. Во всяком случае, в моей памяти она отложилась именно такой. Синяя, говоришь? Не готов спорить, не уверен в своей правоте.
А что касается "Сталкера" Тарковского, там не Renault, а Fiat-1500 или 1600 S (сбоку не видно). Отголоски договора с "Фиатом"...
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.