Блокнот
07.05.2014
Дом, который смотрит не туда
— К лесу задом, к Ивану передом!
Кажется, именно такое обращение понимала избушка на курьих ножках. Почему Иван не хотел ее обойти, а заставлял ветхое сооружение крутиться — дело темное. Возможно, вел психическую атаку, настраивая сам себя перед беседой с нечистой силой. Мало ли, чем такая беседа обернется, так пусть прежде само покрутится: хуже не будет.
Короче, есть в Москве дом, который смотрит не туда.
Самый известный дом, наверное.
Настолько известный, что его знают все. И потому никто не замечает. Он же и так известный!
Дом-загадка.
Кажется, именно такое обращение понимала избушка на курьих ножках. Почему Иван не хотел ее обойти, а заставлял ветхое сооружение крутиться — дело темное. Возможно, вел психическую атаку, настраивая сам себя перед беседой с нечистой силой. Мало ли, чем такая беседа обернется, так пусть прежде само покрутится: хуже не будет.
Короче, есть в Москве дом, который смотрит не туда.
Самый известный дом, наверное.
Настолько известный, что его знают все. И потому никто не замечает. Он же и так известный!
Дом-загадка.
![](/upload/ad7/ad793755e4af6e1345ab1a12b5579a53.jpg)
Мессир Воланд в своей первой беседе с москвичами заявил Берлиозу и Бездомному, что прибыл в столицу по приглашению — дескать, нужно разобраться с рукописями чернокнижника Герберта Аврилакского, которые обнаружились в государственной библиотеке... И, уже в конце романа, добрался-таки до этой библиотеки. По крайней мере, посидел на ее крыше. Которая, конечно же, и находится на том самом доме...
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев...»
Загляни Воланд к нам столетием пораньше, он бы увидел куда больше интересного. Другой немец, побывавший в Москве задолго до мессира, оставил такие воспоминания:
«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев...»
Загляни Воланд к нам столетием пораньше, он бы увидел куда больше интересного. Другой немец, побывавший в Москве задолго до мессира, оставил такие воспоминания:
«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».
![](/upload/cc2/cc20374e3986e50e8616392068425f98.jpg)
Немца звали, кажется, Иоганн Рихтер. Примерно теми же терминами пользовался и Петр Вяземский:
«... Дети прозвали его волшебным замком... На горе, отличающийся самобытной архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом»
Сегодня невозможно себе представить, что изначально цвет стен здания, был... оранжевым! Впрочем, это доподлинно неизвестно. Но есть и достоверная информация: но макушке здания когда-то была огромная статуя!
Видите картинку: вот она, сверху!!! Бельведер завершается куполом со статуей на его вершине!
«... Дети прозвали его волшебным замком... На горе, отличающийся самобытной архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом»
Сегодня невозможно себе представить, что изначально цвет стен здания, был... оранжевым! Впрочем, это доподлинно неизвестно. Но есть и достоверная информация: но макушке здания когда-то была огромная статуя!
Видите картинку: вот она, сверху!!! Бельведер завершается куполом со статуей на его вершине!
![](/upload/529/529a692828fc025bf6213948c38228b6.jpg)
То ли Марс, то ли Минерва — в общем, что-то воинственно настроенное. Но просидела она там недолго — лет десять. На предыдущей картинке образца 1795 года не было никаких статуй... Как и на современном фото.
![](/upload/7d0/7d07026c46b37ed817978d5fc1a3dbe2.jpg)
Говорят, что статуя раздражала Павла Первого, напоминая ему о ратных заслугах ненавидимой им матушки. Впрочем, Павел стал императором только в 1796 году, на год позже появления картинки. Так что не все тут ясно...
Но главная загадка дома, конечно же, не в этом.
Которое столетие красавец-дом смеется над нами, скрывая лицо и показывая, как бы это помягче сказать, свой тыл! Или зад — кому как нравится...
Где же лицо? А вот оно!
Но главная загадка дома, конечно же, не в этом.
Которое столетие красавец-дом смеется над нами, скрывая лицо и показывая, как бы это помягче сказать, свой тыл! Или зад — кому как нравится...
Где же лицо? А вот оно!
Кареты к Пашкову дому прибывали со стороны Староваганьковского переулка. Узенького и не вполне привлекательного...
![](/upload/fa0/fa0483e2ed9b64ad06772c9948d5d7d5.jpg)
Как понять причуду архитектора? Да и кто он, этот архитектор?
Скорее всего, шедевр создавал все-таки великий Баженов. Который намеренно повернул его задом к Кремлю, выразив этим свое отношение к начальству. А конкретно — к самой Екатерине II, которая, как говорят знатоки, почему-то зарубила пару его колоссальных проектов — Царицыно и Большой Кремлевский Дворец. Архитектор отомстил красиво, поставив красавец-дом задом наперед. Возможно, что он рассчитывал при этом и на то, что начальство настолько тупое, что никто ничего не поймет. А те, кто поймут, оценят «юмор» сполна.
А как же красивая лестница со стороны Моховой? Чем не главный вход? А лестницы... не было!
Скорее всего, шедевр создавал все-таки великий Баженов. Который намеренно повернул его задом к Кремлю, выразив этим свое отношение к начальству. А конкретно — к самой Екатерине II, которая, как говорят знатоки, почему-то зарубила пару его колоссальных проектов — Царицыно и Большой Кремлевский Дворец. Архитектор отомстил красиво, поставив красавец-дом задом наперед. Возможно, что он рассчитывал при этом и на то, что начальство настолько тупое, что никто ничего не поймет. А те, кто поймут, оценят «юмор» сполна.
А как же красивая лестница со стороны Моховой? Чем не главный вход? А лестницы... не было!
![](/upload/67c/67c9acfce0194ca168719a5d1de2ad51.jpg)
Ее построили, представьте себе, при советской власти! Дому тогда крепко досталось при очередной перестройке: в 30-е годы XX столетия Моховую решили расширить, а потому снесли ограду, окружавшую сад. Судьба китайских гусей и фонтанов была, надо полагать, печальной... В качестве компенсации была построена очень даже неплохая лестница со стороны Моховой улицы...
Как бы там ни было, а дом, повернувшийся задом к начальству, оказался на высоком холме, а потому его обитатели могли поглядывать и за кремлевскую стену! Других подобных жилых строений в Москве не было. Колокольни, конечно, не в счет. А уж если выйти на крышу, то обзор и подавно получается классный.
С крышей, правда, понятно не все. В кино любят показывать ровную площадку, в которую тот же Воланд втыкает шпагу. Однако, глядя на фото, видишь за балюстрадой покатую зеленую крышу. А смотровая площадка, по всей видимости, находится чуть выше.
Как бы там ни было, а дом, повернувшийся задом к начальству, оказался на высоком холме, а потому его обитатели могли поглядывать и за кремлевскую стену! Других подобных жилых строений в Москве не было. Колокольни, конечно, не в счет. А уж если выйти на крышу, то обзор и подавно получается классный.
С крышей, правда, понятно не все. В кино любят показывать ровную площадку, в которую тот же Воланд втыкает шпагу. Однако, глядя на фото, видишь за балюстрадой покатую зеленую крышу. А смотровая площадка, по всей видимости, находится чуть выше.
![](/upload/6bb/6bb52fa783f5cd91214ffac1cfced1e2.jpg)
В интернете удалось найти интересную ссылку на картину «Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства». Этот монарх в свое время пожелал увидеть Москву с высокой точки, от его и препроводили на бельведер Пашкова дома. Обратите внимание, что балюстрада находится ниже: здесь же вокруг выстроена совсем иная ограда!
Воланд, надо полагать, изучал столицу с противоположной стороны, поскольку видел пожар, учиненный Фаготом и Бегемотом.
Воланд, надо полагать, изучал столицу с противоположной стороны, поскольку видел пожар, учиненный Фаготом и Бегемотом.
Но куда он втыкал шпагу, я так и не понял. Заранее признателен тому, кто разъяснит.
Странное место... Когда рядом строили очередную станцию метро, фундамент дома пригрозил «санкциями»: мол, сейчас еще просяду и не увидите больше самого красивого здания! Кончилось тем, что дом закрыли на реконструкцию.
Странное место... Когда рядом строили очередную станцию метро, фундамент дома пригрозил «санкциями»: мол, сейчас еще просяду и не увидите больше самого красивого здания! Кончилось тем, что дом закрыли на реконструкцию.
![](/upload/0a5/0a5cbd229e2c4f66b8ac40b1dd468d0e.jpg)
На два десятка лет! В итоге и метро ходит, и здание пока что стоит. Хотя и ходят слухи, что под ним спрятана библиотека Ивана Грозного. А ее лучше не искать, не то плохо будет!
Вообще-то всегда подразумевалось, что в этот дом просто так не попасть. И лучше туда не соваться — мало ли, кто там сидит...
Вообще-то всегда подразумевалось, что в этот дом просто так не попасть. И лучше туда не соваться — мало ли, кто там сидит...
![](/upload/206/2060e71b8b51de07637b7835784237ee.jpg)
А еще удивительно то, что заказал строительство чудо-домика когда-то вовсе не царь, и даже не градоначальник, а всего лишь капитан-поручик Петр Пашков. Неужели господа офицеры так хорошо зарабатывали? Правда, его папаша служил денщиком у Петра Великого и сумел угодить мин херцу так, что дослужился до генеральских погон. По моим сведениям, он сумел предотвратить выход Сибири из состава Российской империи, выкрав секретные бумаги у заговорщиков...
Очень может быть.
Очень может быть.
![](/upload/fdb/fdb2a2a2784b87a4202d295e5f3a8cc5.jpg)
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
![](/upload/main/22c/22cbb3d4532282b6f693599c54cbbb3f.jpg)
В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!
популярное
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.