Блокнот
15.05.2019
Дигитальные собаки и аналоговые «Жигули» на фоне Кавказской Джорджии (Дорожные заметки российского путешественника)
Бездомные собаки, собирающиеся на Мосту Мира через реку Кура, своей профессией овладели в совершенстве.
Если улечься вверх пузом и задрать лапы, то рано или поздно прогуливающиеся туристы вознаградят эту безропотность кусочком чего-то съестного. Правда, по понятиям приезжих, вкусным может считаться ломоть лепёшки «шоти», испечённой в керамической печи «тонэ».
Ну, это вам, Гостям-с-Севера, такая еда в охотку. А нам, тбилисским псам, что-то мясное желательно сжевать...
Терпение – скорейший путь к поощрению. В собачьем ухе виднеется микрочип.
Кстати, про мосты.

Мост Мира через реку Кура был воздвигнут по инициативе Президента Грузии Михаила Саакашвили вскоре после российско-грузинского инцидента 2008-го года. И это правильно: конфликт между геополитическими соседями разумно завершать строительством моста, а не рытьём траншей и окопов. На древней земле Иверии (так с незапамятных времён называли территорию нынешней Грузии) и без того слишком много воевали.
По переднему плану – детали конструкции Моста Мира. В глубине кадра – футуризм неопределённого назначения.
Однако, вернёмся к собакам.

В ухо псов, вольготно трусящих по улицам Тбилиси, вживлён цифровой, «дигитальный», микрочип. Бродячие животные состоят на дистанционном компьютерном учёте! И, к тому же, лишены возможности наращивать свою популяцию. Об этом свидетельствуют обильно намазанные зелёнкой собачьи попы: процесс выхолащивания бесхозных животных обоих полов поставлен на государственный контроль. За это — безусловный респект властям грузинской столицы.

Мо-лод-цы!

Следующий респект — за организацию охраны правопорядка.
В Грузии (или, на нынешний манер, в Джорджии) практически не воруют, редко убивают и почти не хулиганят. А всё потому, что предыдущая (естественно, порочная) система охраны общественного порядка была беспощадно ликвидирована.
Гулять по Старому Тбилиси безопасно. Если только Злая Собака вас поприветствует из-за ворот… на двух языках.
Про «новых грузинских центурионов» (аллюзия на культовый фильм 70-х годов «Новые центурионы», посвящённый работе американских копов) можно говорить долго и образно. Но нас интересует «автомобильная компонента» их героической службы.

Во второй половине «нулевых» годов грузинские полицейские получили достаточное количество чешских «Škoda Octavia». Эти стильно оформленные и хорошо оснащённые машины удачно гармонируют как с ландшафтом древнего города, так и с новейшими конструктивистскими постройками Тбилиси.

На ходу проблесковые маячки на крышах «Шкод» постоянно включены. Так положено по уставу: участники движения должны издалека видеть патрульные автомобили.
К тому же, это просто красиво...
«112», оно и в Грузии «112». SOS на все случаи жизни!
В Грузии есть чёрно-белые полицейские машины. А есть бело-чёрные. Видимо, у них разные функции.
Но всегда хочется чего-то большего...

И вот, на витиевато-закрученных улочках грузинской столицы появляются здоровенные американские «Ford Taurus Police Interceptor», оснащенные 3,7-литровыми моторами V6. Не в единичном, «тестовом», порядке, а сразу в количестве ста шестидесяти экземпляров!
Прямо скажем: заокеанские «перехватчики», оснащенные бамперами-таранами и рассчитанные на скоростные погони по хайвеям, слабо коррелируют с патриархальным образом Кавказской Джорджии.
«Американский Перехватчик» на боевом курсе. Ща как всех догоню!
Правда, на тбилисских горках, да пригорках попадаются и более уместные машины спецслужб. Например, вот такой мелкий «мерсик», призывающий, в случае чего, звонить по телефону 007. Вязь грузинского алфавита осталась для нас тайной за семью печатями. Но наклейка на капоте позволяет пофантазировать: не иначе, как этот автомобиль служит в Министерстве Охраны Короны!
«007»?! Может, агент Джеймс Бонд на этом «А-классе» охраняет чью-то корону?
Кстати, про охрану.

А, именно, про охрану гражданских прав грузинских водителей.

Государственные автомобильные номера, содержащие комбинации цифр и латинских букв, никак не отражают региональную принадлежность машины. Другими словами, невозможно идентифицировать, где именно зарегистрировано данное автомотосредство. Это исключает хорошо известную нам, россиянам, традицию инспекторов ГИБДД: «чужого» накажем построже, а «своему» дадим поблажку. Хотя, и не бескорыстно...

Заявляем со всей ответственностью: дача взятки грузинскому дорожному полицейскому исключается! Если что, под суд пойдут как «берущая», так и «дающая» стороны. И получат при этом вполне реальные сроки заключения. Для полицейских такая ситуация во всех отношениях «нерентабельна»: их денежное довольствие в разы превышает среднюю зарплату по стране.
И снова: мо-лод-цы!
Скучающий полицейский? Значит, в Тбилиси всё спокойно.
Теперь о не менее животрепещущей теме: общественный транспорт.

Тбилисский троллейбус не существует с 2006 года. А ведь на протяжении многих лет визитными карточками пассажирских перевозок здесь служили «Škoda» нескольких последовательных моделей. Отечественные «троллы» марки ЗИУ на гористой местности чувствовали себя неуютно: не хватало ни маневренности, ни тяги. А чешские «Тэ-Эр-ки», подвывая трансмиссией и пощелкивая силовыми реле контакторов, бодро взбирались по склонам горы Мтацминда к районам массовой жилищной застройки Ваке и Сабуртало.
Троллейбус Škoda 9Tr в трехдверном варианте был не типичен для СССР. Дверей должно быть две! В заднюю заходим, оплачиваем проезд и выходим через переднюю.
Заключительной фазой троллейбусного движения в Тбилиси стала передача из Афин тридцати семи ЗИУ-682. Эти истрёпанные советские машины отдали дружественному греческому народу всё, что могли. Но в начале 2000-х, собрав остатки своих электрических сил, ещё несколько лет отработали на улицах грузинской столицы.
«Последние из могикан»: ЗИУ-682 и Škoda 14Tr. У обоих очень грустный взгляд…
Одновременно с троллейбусом в Тбилиси пропал трамвай.

Напомним, что движение «электрической конки» по улицам Тифлиса (так называлась столица Грузии до середины 30-х) запустили аж в 1901 году! В лучшие (шестидесятые — семидесятые) годы тут работало триста вагонов на 18-й маршрутах, а общая длина рельсового полотна составляла 105 километров. Вот только подвижной состав, состоявший из рижских РВЗ-6 и усть-катавских КТМ-5, практически не обновлялся. Что, в конце концов, привело к полному вымиранию здешнего наземного электротранспорта.
Рижский трамвай РВЗ-6М в Тбилиси. Аббревиатура RVR (Rīgas Vagonbūves Rūpnīca) на «лбу» вагона раскрывает года выпуска: 1972 - 74.
КТМ-5 родом из южно-уральского города Усть-Катав. Самая массовая в мире модель трамвая: 15 тысяч без девяти штук!
Но, коллапса не стряслось.

Столицу наводнили ярко-жёлтые автобусы и маршрутки. Иной раз казалось, что их даже слишком много! А отсутствие на табло не только русских, но и английских слов, делало для нас невозможным использование бюджетного городского транспорта.
Всё жёлтое! В Тбилиси работает примерно сто регулярных автобусных маршрутов.
Парк автобусов среднего класса, в основном, состоит из украинских «Богданов-ISUZU». На них установлены надежные и тяговитые японские турбодизели. Вот только обслуживать их страшно неудобно. Например, чтобы добраться до капризного теплообменника, придётся разобрать всю топливную систему. Ещё большую головную боль у водителей и механиков вызывают «локализованные» в Незалежной агрегаты трансмиссии и рулевого управления, тормозная система и электрика.
О чем думает дедушка-«батоно», провожая грустным взглядом побитого «Богдана»?
Тбилисские маршрутки почти полностью представлены «Ford Transit» седьмого, предпоследнего, поколения. Скорее всего — турецкой сборки. С атермальными стеклами салона, кондиционерами и удобными креслами. Пару лет назад те немногочисленные «Транзиты», что работали на газу, были переведены на нефтепродукты. Столичный мэр решил, что так безопаснее. Нетривиальное решение при учёте, что в просвещённой Европе существует устойчивая тенденция на газификацию автотранспорта.

Проезд на маршрутке стоит чуть больше половины грузинского лари — примерно 15 российских рублей. Пока что водители сажают и высаживают пассажиров «по требованию», но вскоре этой вольности придет конец: двери разрешат открывать только на фиксированных остановках.
Таких маршрутных «лайнеров» в Тбилиси около двух тысяч. Каждый из них можно найти в приложении к мобильнику.
И ещё одно отягощение в ближайшее время ждет грузинских автовладельцев.

Сейчас они не обременены прохождением техосмотра и контролем технического состояния машины. Так что нормой считается отсутствие таких «второстепенных» элементов кузова, как бампер, облицовка радиатора или крыло. Про состояние лакокрасочного покрытия и светотехники лучше промолчать. Дело в том, что значительную часть автопарка составляют далеко не юные «бэушные» машины, от которых сложно требовать идеального экстерьера и абсолютной исправности. Но коли готовишься вступить в Евросоюз, будь добр выполнять принятые там нормы. Даже ценой туго затянутого пояса.
Госномер намертво закреплён на силовом элементе кузова: покупка бампера, похоже, не планируется.
«Мерседес» W210: «глазастый», но без нижней челюсти.
Паркинг в центральной части города. Всё работает, ничего не сломано!
По Тбилиси, вопреки распространенному мнению, ездит не слишком много автомобилей эпохи Страны Советов. Хотя они, конечно, попадаются. То загруженный металлоломом «Зилок» прорычит прогоревшим глушителем, то вполне пристойного вида «Газон» притормозит напротив президентского дворца.
ЗИЛ-130. В Тбилиси их не много, а в провинции – на каждом километре.
ГАЗ -53 в таком обличие выпускался до 1993 года. Для своих «25+» выглядит молодцом.
А такая «Волга» — предел мечтаний здешнего трудового крестьянства! Глядя на некогда статусный, «начальственный» автомобиль, радуешься прозорливости конструкторов Горьковского автозавода. Вот пошли бы они на поводу у модных тенденций, вот поменяли бы допотопные шкворни и листовые рессоры на какую-нибудь хлипкую «многорычажку»...

И на чём бы тогда грузинские земледельцы доставляли к потребителю свою продукцию?
Лет тридцать назад «Волга» была статусным приобретением. Нынче – жизненно необходимым.
И все же на улицах Тбилиси правят бал иностранные марки.

Попадаются как абсолютно тривиальные, так и не слишком распространенные экземпляры. Самой неожиданной стала встреча с автомобилем, поставленным на прикол около огромного винного бутика. Что олицетворяет притворяющаяся классическим «Bentley» японская «Mitsuoka Galue» образца 1996 года, не очень понятно. Небольшая фирма «Мицуока» за немалые деньги предлагает экзальтированным покупателям откровенные пародии на лакшерные бренды. Как бы «Rolls-Royce», типа «Jaguar», что-то а-ля «Morris Garages»...
Снаружи – британская чопорность. Внутри агрегаты Nissan Crew – бюджетной машины сингапурских таксистов.
Багажник у Мицуоки знатный: не меньше шести дюжин кахетинского войдёт!
Пожалуйста — любой каприз за ваши деньги! Но, на наш взгляд, около заполненного до потолка бутылками магазина грузинских вин уместнее бы смотрелся «Austin FX4», знаменитый лондонский «Чёрный кэб». С надписью на борту: «Покупайте и дегустируйте! Мы довезём вас до дома в любом состоянии!»
В Грузии лучше не брать машину напрокат. А если брать – то только с водителем…
Теперь попробуйте угадать: какая самая популярная иномарка в Тбилиси?

Шансов на правильный ответ практически нет.
Это — «Toyota Prius», первый в мире «гибрид» массового производства! Комбинированная силовая установка работает по сложному алгоритму, автоматически переключаясь с бензина на электротягу, на ходу подзаряжая батарею и даже применяя (на манер железнодорожного локомотива) режим рекуперативного торможения. Машина, прямо скажем, заковыристая в эксплуатации и ремонте. В Москве, например, не каждый день такую увидишь в уличном потоке.
Наглядная статистика: три из пяти автомобилей в Тбилиси - «Тойота Приус»!
«Приус» за «Приусом» и «Приусом» погоняет!
Похоже, что «Приусы» клонируются прямо на улице. Бунт машин: «гибриды» всё заполонили!
В отличие от многих других иномарок, «Тойоты Приус» выглядят очень прилично.
А тут перед глазами — по два... три... четыре «Приуса» одновременно! Разных лет выпуска и версий, включая редкий вариант PHV. Эта модификация получает электроэнергию не только от соединенного с ДВС генератора, но и от бытовой сети 220 вольт. Дополнительный аккумулятор, заряжаемый под завязку за полтора часа, позволяет машине проехать лишних 25 километров. Конечно, в миниатюрных двориках Чугурети (один из старейших районов Тбилиси) не сложно на ночь подключить «гибрид» к домашней розетке.
Дворик в историческом центре Тбилиси. Лет сто назад на этом месте привязывали ослика.
Зарядка под дождём.. А заземление имеется?!
А как быть жителям многоэтажных спальных районов, раскинувшихся на правом берегу Куры? Но и на этот вопрос у городских властей есть ответ!

С весны 2019-го года начала работать программа бесплатной установки зарядных станций. Сообщаешь Тбилисской мэрии домашний адрес, и — АП! — под окнами твоей квартиры красуется экологически безупречная «заправка». По крайней мере, так заявляет на соответствующем сайте градоначальник грузинской столицы.

Откуда у населения Тбилиси такая «любовь к электричеству»? Неужто, дело в борьбе за экологию и сбережении мировых запасов углеводородов?

Разгадка оказалась банальной: стоимость растаможки «гибридов» вдвое ниже, чем у аналогичных машин с мотором внутреннего сгорания. Поставка «Toyota Prius» со вторичного рынка США приняла поистине национальный размах. Мы слышали, что «трехлетку» в приличном состоянии можно купить за каких-то 6-7 тысяч долларов!
Как говорил один популярный киногерой: «Ну, вы, блин, даёте...»
Это уже не вторичный рынок «Приусов».
Третичный… а то и четверичный…
Власти Грузии в неуклонной заботе о росте благосостояния своего народа пошли ещё дальше. На полностью электрические автомобили установлена... нулевая ставка таможенной пошлины! Правда, ни одной чистокровной «электрички» на улицах Тбилиси мы не увидели. Может, просто не заметили за рядами и шеренгами «Приусов»?
Дворец Президента Грузии. Естественно, с «Приусом» по переднему плану.
Допустим, что ситуация с электромобилями кардинально изменится, когда в Кутаиси построят завод по их производству. Вроде бы, имеются такие намерения. Только не дай бог повторить ошибки, допущенные на Кутаисском автозаводе в советские времена. Слабосильные и ненадежные тягачи марки КАЗ стали героями острых шоферских прибауток. Одна из них: «Пятьдесят литров „на сотню“. Пятьдесят километров в час. Пятьдесят процентов, что доедешь».
Про КАЗ-606 с именем собственным «Колхида» водители грустно шутили: «Грузины придумали КАЗы, чтобы мандарины в долину спускать, а не кирпичи в горы возить!»
Полноприводный автопоезд для вывоза урожая с полей ждали колхозники всего Советского Союза. Но КАЗ- 4540 запустили в серию аккурат к моменту распада СССР.
Быть может, на земле древней Колхиды теперь начнут выпускать «Теслы» по лицензии Илона Маска? Это осторожное предположение вызвало у нашего водителя Тимура бурное воодушевление. Стоит ли уточнять, что он при этом рулил бесшумно катящейся «Toyota Prius»?

Привлекла внимание оцифровка индикаторов на её панели. Спидометр размечен в «европейских» км/ч, а климатическая система — в «американских» градусах Фаренгейта.

С непривычки это выглядело забавно...
На гибридной «Тойоте» мы совершили экспресс-путешествие по Алазанской долине. «Туда и обратно» — более 250 километров. По мере углубления в просторы Кахетии «новые грузинские центурионы» на красивых патрульных машинах встречались всё реже и реже. А водители становились всё увереннее и увереннее. Если в столице даже незначительное нарушение скоростного режима грозит большой дырой в семейном бюджете, то в провинции запрещающие знаки носят чисто рекомендательный характер. Это не означает, что шофёры ведут себя как-то предосудительно. Просто, в них просыпается генетическая джигитская удаль и тяга к высоким скоростям. Но, честно говоря, слабая загруженность местных автотрасс прощает лёгкие отступления от духа и буквы строгих правил дорожного движения.
Алазанская долина. Вид сверху. Зачем такую красоту портить транспортными потоками?
Впрочем, далеко не весь региональный транспорт способен нарушить скоростной режим. Километрах в двадцати от Тбилиси начинается «территория «Жигулей». Но не таких, которые нынешние коллекционеры-реставраторы доводят до перфектного состояния выставочных «олдтаймеров». В Грузии «Жигули» — это рабочие лошадки, ишачки и ослики. Достаточно возрастные: из тех, «кому за тридцать». А то, и под сорок...
«Шестёрка» в окрасе «осенний листопад». Номера ещё старые, «неевропейские», образца 1993 года.
В чем секрет их долголетия? Ну, во-первых, это Кавказ...

Во-вторых, разработанные в 60-е годы автомобили марки ВАЗ лишены каких-либо заумных цифровых (дигитальных!) элементов и устройств. В них всё сугубо «аналоговое». То есть понятное тем, у кого руки из нужного места растут, а в сарае имеются гаечные ключи, отвертки и разные болтики-шпунтики.
В сарае имеется всё необходимое, чтобы ВАЗ-21013 протянул ещё полтора десятка лет.
Кстати.

На сотню с гаком увиденных в Кахетии «Жигулей», было замечено лишь с полдюжины «Москвичей» тех же годов выпуска. Вот он — момент истины, отвечающий на извечный вопрос: чьи легковушки были лучше? Московские или Тольяттинские?
Указатели населённых пунктов на дорогах Кахетии подобны ресторанной винной карте: Вазисубани, Цинандали, Гурджаани, Мукузани. Известные на весь мир благородные напитки носят названия небольших деревень или ландшафтных «микрозон». А вот сортов винаграда, из которых получают эти превосходные вина, не так много. При этом абсолютный приоритет имеют красный Саперави и белый Ркацители.
Не верьте дорожному указателю. Мукузани никогда не кончится!
Торговля вином и сопровождающей закуской — основной источник дохода местного населения. Следует признать, что расставленные на капоте «Жигулей» или колченогом табурете «сосуды с живительной влагой» содержат только качественный продукт. Он может быть попроще или поизысканнее, подороже или подешевле, покислее или послаще. Но вам здесь никогда не продадут то, что принято именовать презрительным прозвищем «шмурдюк».
Генацвале! Выпей, покушай немножко … И дальше можешь ехать!
Вторая статья пополнения домашнего бюджета — обслуживание туристов. Оно, зачастую, обретает экзотические формы. Прогулочный мотоцикл с двухместной коляской! За обильным обвесом разными мульками и прибамбасами читаются контуры киевского «Днепра».

На бензобаке — намертво проклеенная эпоксидкой эмблема «BMW». Что, с определенными допущениями, соответствует истине. Дальним родственником этой трёхколесной машины (вернее, прототипом семейства тяжелых советских мотоциклов «М-72») являлся немецкий BMW-R71 образца 1938 года.
Два седока в коляске – для такого мотоцикла это раз плюнуть!
Его прародители возили и пулемёты, и миномёты, и ящики с боеприпасами.
Если верить наклейкам, этот «БэЭмВэ» побывал и в Москве, и на Байкале, и по «итальянскому сапогу» прокатился.
На пути следования нам встретилось несколько подобных, рассчитанных на любителей горных мотопрогулок, «средств доставки». Видимо, на них имеется неплохой спрос. Но на пятки (в смысле на задние колеса) постсоветским мотоциклам наступают герои нового времени — фирменные квадроциклы и багги.

Смогут ли ужиться в Грузии многовековой исторический уклад и прогрессивные новации?
Время покажет...
Багги бренда PGO выпускают на Тайване. 250 «кубиков», вариатор… Самое главное: не требуют регистрации и получения номера!
Встреча старого и нового? Скорее, две грани настоящего.
Но будет жаль, если с улиц и шоссе Кавказской Джорджии окончательно исчезнут советские «Волги» и «Жигули» в «колхозном тюнинге».

Если все автомобили с грузинскими номерами станут безупречно соответствовать международным техническим регламентам.

Если над закоулками Старого Тбилиси развеется легкий флёр бензинового дымка, а за стопроцентно-электрическими машинам будут тянуться лишь шлейфы озонированного воздуха.

Вроде бы, всё это хорошо и разумно? Но что-то будет не то...

Взять, к примеру, вино, произведённое в североамериканском штате Джорджия.

Стерильный техпроцесс производства, «дигитальный» контроль за всеми его этапами, лейбл «EKO» на горлышке, цена бутылки не ниже 20 баксов.
Но разве можно сравнить эту заокеанскою спиртосодержащую жидкость с благоухающими «Киндзмараули» или «Ахашени» по десятку лари за литр! С этими благороднейшими напитками, созревшими посреди крестьянского двора в глиняном кувшине «квеври», закопанном в землю ещё прадедушкой нынешнего винодела!
Автор выражает глубокую благодарность своим тбилисским друзьям Георгию, Майе и Тимуру за организацию незабываемого путешествия.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер

Моя первая жизнь, как и положено выпускнику МВТУ им. Баумана, прошла внутри периметра оборонного «почтового ящика». Во второй, «постперестроечной», жизни я занялся производством научно-популярных телепередач, презентационных клипов и документальных фильмов «технической» ориентации. За 20 лет выдал в эфир и сдал заказчикам около 250 видеоработ различных назначений и форматов. В том числе — по автомобильной тематике. Среди них цикл программ «Подорожник» на 1-м канале, сериалы «Автомобили в погонах», «Погоня за Скоростью», «Колеса Страны Советов». Издал несколько развивающих детских книжек. Член Международного Союза Журналистов и Союза писателей РФ.

популярное