Ретроспектива
09.02.2019
Белоснежка и семь гномов
«Я обнаружил на кухне невиданное: сверкающее хромом, голубой и синей красками, и между ними узорчатой серебряной полосой, большими обтекаемыми боками. Оно было похоже на приведённую в сельский сарай нарядную цирковую лошадь, – вспоминает Сергей Шамрай появление в их крестьянской семье в 1961 году мотороллера «Вятка»ВП-150 – Иногда отец брал меня с собой в поездки, и удовольствие от них было не в пример больше, чем от мопеда. Чувствовались и скорость, и мощь мотора, когда мы уже не плелись по обочине, обгоняемые даже тихоходными грузовиками». В 1961 году Вятско-Полянской машиностроительный завод (ныне ОАО «Молот»), изготовлявший в войну пистолет-пулемёты ППШ, выпустил стотысячную «Вятку»!

Сколько радости простому советскому труженику принёс Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев! Во время своих европейских вояжей он насмотрелся на стремительно входившие в моду мотороллеры и призвал советскую «оборонку» в плане сокращения военной продукции освоить такие же. Начальственная директиваобсуждалась на заседании Совета Министров 19 июня 1956 года, в результате которого было принято постановление № 825, определившее задачи и сроки. А Вятско-Полянский завод при участии ЦЭКБ мотоциклостроения в Серпухове (ныне ОАО «Мотопром») скопировал итальянскую Vespaновой модели 150GS, только появившейся в 1955 году.Лицензию не приобретали, какое там – «Холодная война»! Многое в конструкции Vespa было для советских инженеров революционным, что надо было освоить, обдумать…

В итоге «Вятка» вышла даже лучше: на 40 мм длиннеебазой и всего на 7 кг тяжелее. Советские инженеры предусмотрели полезный крючок для авосек и целых два багажника из хромированных прутков спереди и сзади!Правда, у итальянки в коробке были четыре ступени, но и «Вятка» с тремя без лишнего шума (мотор на максимуме выдавал 80Дб) выжимала 70 км/ч! Цену за чудо выставили в320 рублей. За 125-кубовый мотоцикл «Ковровец» К-58 спрашивали 465, минский М-105 – 350, автомобиль «Запорожец» - 1800 рублей. А что в те времена был мотоцикл: вечно перепачканые грязью и маслом брюки! В общем, с 1957 по 1967 год выпустили 290 467 мотороллеров «Вятка» ВП-150.

Конечно, её 10-дюймовые колёсики для советского бездорожья оказались маловаты, и «Вятка» на ходу «гуляла»под седоками. А моторчик требовал регулярного и правильного обслуживания. Вспоминает ещё один участник событий тех лет: «Купил я «Вятку» в 1962 году в Орше. Прямо не ней и уехал в Могилёв. Проездил без серьёзной поломки до 1970 года - и на рыбалку, и в лес по грибы-ягоды. А потом вдруг пропала искра! Разбираться не стал, благо был автомобиль. С тех пор «Вятка» больше тридцати лет простояла за стопкой дров». Всё-таки «Вятка» была больше игрушкой… Гораздо полезнее былоприспособить её к «народному хозяйству».

Поэтому уже в 1958 году появились «малогрузовые» версии«Вятки»: грузовичок с дощатой бортовой платформой МГ-150П, фургон МГ-150Ф, цистерна МГ-150Ц и даже самосвал МГ-150С! Тут уж двигатель перебрался на раму, к задним независимо подвешенным колёсам подвели две цепные передачи в кожухах, появился задний мост с дифференциалом. Заднюю подвеску выполнили на продольных рычагах с торсионным валом и фрикционными амортизаторами. Стояночный тормоз в виде рычага фиксировал тормозную педаль. Всего с 1958 до 1968 годы сделали 74 688 таких грузовичков. Но в частные руки они уже не попали: продавать гражданским лицам грузовуюмототехнику разрешили только в 1978 году.

«Вятки» с бортовыми кузовами можно было увидеть в 60-х годах в садоводческих и овощеводческих совхозах, на овощных базах. В Москве тогда было полно снующих синих моторизованных фургончиков с надписью «Почта». Носамой любопытной стала поставка Вятскими Полянами в 1960 году 25 мототакси и 25 моторикш по заказу ВДНХ. Они до 1965 года, пока не выходили моторесурс, устраивали для посетителей главной выставки страны аттракцион: подвозили желающих от павильона к павильону. Десятьпоследних лет коллекционеры автомотостарины отчаянно копали на руинах ВДНХ – ничего там не осталось, всёисправно было сдано в металлолом ещё в 1970-е годы! Но… встречаем «Вятку»-самосвал и «Вятку»-такси на мартовской «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках. Редкие экспонаты будут представлены на стенде Музея УГМК (Верхняя Пышма) наряду с автомобилями КИМ, о которых мы недавно рассказывали и автомобилем-такси ЗИС-110 рассказ о котором впереди.
Красавица «Вятка» ВП-150. Едешь, как на мягком табурете, от грязи защищает ветровой щиток, всё чумазое спрятано в изящный корпус под сиденьем. На итальянской рекламе на Vespa часто изображали девушек в платьях и на шпильках. В 1957 году таких красавиц было много и в СССР.
Воплощённая в «Вятке» компоновка Vespa 150GS была для советских инженеров новаторской: несущий кузов, консольно подвешенные колёса с разъёмными дисками, закреплённый горизонтально на маятнике 150-кубовый движок, объединённый в единый блок с коробкой, вторичный вал которой служил ещё и осью заднего колеса. Никаких приводных цепей! Правда, первоначальной мощности в 4,5 л.с. при 4500 об/мин оказалось маловато для мотороллера сухой массой 108 кг и грузоподъёмностью 150 кг (при ёмкости бака 12 л), поэтому через два года конструкторы довели её до 5,5 л.с., и «Вятка» стала гонять на скоростях свыше 70 км/ч.
Самосвал МГ-150С. МГ означало «малый грузовой». Грузоподъёмность мотороллера увеличилась до 200 кг, но максимальная скорость снизилась до 35 км/ч. Механика была простая: кузов сдвигался назад, центр тяжести перемещался, и он опрокидывался! Самосвалы серийно выпускали в Туле: на основе мотороллера «Тула» их сделали около 200 штук. А в Вятских Полянах – всего-то два, отчаянный раритет!
«Вятка»МГ-150Т «Турист». Прогулка на таком такси по ВДНХ стоила 50 копеек. При том, что автопоезда РАФ с открытыми вагончиками возили пассажиров за 15 копеек.
«Вятка» ВП-150Т-1:моторикша, самый одиозный вариант такси для ВДНХ!Ноги пассажиров закрывал откидывавшийся вперёд полог.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

23.03.2016 Detroit Riprap
20.03.2016 1964 Porsche 356C
Все статьи