Блокнот
15.01.2014
Спич про «ЗиЧ» или слово о советской велосипедной промышленности. История третья.
Имя Юрия Ароновича Долматовского, выдающегося советского журналиста, писателя, художника, основоположника советской школы автодизайна, автора оригинальных концептуальных проектов автомобилей — известно любому, кто интересуется историей отечественного автопрома. Но мало кто знает, что Юрий Аронович занимался также и разработкой дизайна велосипедов! В 1963 году Долматовский покинул НАМИ и перешел на работу в только что организованный Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Это учреждение в 1960-х годах было, вероятно, самым передовым по духу НИИ в Советском Союзе и несколько того... условно-допустимо фрондерским. Мне приходит на ум аллюзия со знаменитым НИИЧАВО (НИИ чародейства и волшебства) из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Евгений Аронович руководил исследовательским отделом № 7, который в 1966-67 годах среди прочих тем разрабатывал внешний вид и конструкцию веломашин для Минского велозавода. Долматовский намечал основные технические требования и рисовал внешний вид, а непосредственно проекты выполнял инженер Евгений Борисович Крадинов. Один из прототипов базировался на полностью штампованной раме, второй — на раме, состоящей из трубчатых и штампованных деталей. Также разрабатывался вариант с однотрубной рамой. В перспективе предполагался вариант велосипеда, изготовленного практически полностью из пластмасс. Юрий Аронович в отчете по выполненным работам указывал, что штампованные металлические рамы имеют ряд существенных достоинств по сравнению с традиционными трубчатыми: это удешевление технологии производства, простота в обслуживании, привлекательный внешний вид, а также возможность использования долговечной шестеренчатой трансмиссии мотоциклетного типа, вместо классической цепной. Работы были выполнены в полном объеме, включая варианты окраски, но, как водится, революционные конструкции велосипедов так и не увидели конвейера... В последующие годы во ВНИИТЭ, а также в 10 его региональных и республиканских филиалов многократно возвращались к созданию разнообразных велоконструкций. В частности, очень интересные работы проводились в Харьковском филиале ВНИИТЭ совместно с ЦКТБ Вело в 1980-х годах. Об этих работах лучше всего расскажут чудом сохранившиеся фотографии.
Резюмирую: в СССР проектировались и производились в небольших количествах велосипеды, соответствующие лучшим мировым образцам, но, в силу специфики плановой социалистической экономики они не были востребованы на государственном уровне. Отсутствие свободного рынка, достаточной финансовой независимости у предприятий и населения, а также запрет частной свободной торговли сводили к нулю любые попытки граждан и организаций организовать производство велосипедов сверх утвержденной государством номенклатуры. Государство организовывало, субсидировало и поддерживало велосипедную промышленность, нацеленную на выпуск надежных, долговечных и простых по конструкции веломашин для обеспечения населения необходимым количеством недорогого личного транспорта. Спортивный велоинвентарь выпускался в количестве, достаточном для обеспечения массового велоспорта, а также нужд спорта высоких достижений, для чего был организован ограниченный выпуск велосипедов высокого класса.
В Советском Союзе в силу сложившихся исторических и политических обстоятельств, труд и вдохновение сотен энтузиастов велотранспорта, конструкторских коллективов и заводских КБ оказался просто НЕВОСТРЕБОВАН! Результаты этих трудов в настоящее время практически ЗАБЫТЫ, а материальные свидетельства в основном УТРАЧЕНЫ.
А ведь мы были велосипедной державой, не правда ли?..
Одной из основных целей Веломузея, организуемого автором этих слов, является поиск информации о конструкциях отечественных велосипедов, их создателях и предприятиях велопромышленности, а также сохранение и реставрация уцелевших образцов для последующей экспозиции. Если Вы, Уважаемые читатели, имеете что-либо из вышеперечисленного — пожалуйста, свяжитесь со мной!
Евгений Аронович руководил исследовательским отделом № 7, который в 1966-67 годах среди прочих тем разрабатывал внешний вид и конструкцию веломашин для Минского велозавода. Долматовский намечал основные технические требования и рисовал внешний вид, а непосредственно проекты выполнял инженер Евгений Борисович Крадинов. Один из прототипов базировался на полностью штампованной раме, второй — на раме, состоящей из трубчатых и штампованных деталей. Также разрабатывался вариант с однотрубной рамой. В перспективе предполагался вариант велосипеда, изготовленного практически полностью из пластмасс. Юрий Аронович в отчете по выполненным работам указывал, что штампованные металлические рамы имеют ряд существенных достоинств по сравнению с традиционными трубчатыми: это удешевление технологии производства, простота в обслуживании, привлекательный внешний вид, а также возможность использования долговечной шестеренчатой трансмиссии мотоциклетного типа, вместо классической цепной. Работы были выполнены в полном объеме, включая варианты окраски, но, как водится, революционные конструкции велосипедов так и не увидели конвейера... В последующие годы во ВНИИТЭ, а также в 10 его региональных и республиканских филиалов многократно возвращались к созданию разнообразных велоконструкций. В частности, очень интересные работы проводились в Харьковском филиале ВНИИТЭ совместно с ЦКТБ Вело в 1980-х годах. Об этих работах лучше всего расскажут чудом сохранившиеся фотографии.
Резюмирую: в СССР проектировались и производились в небольших количествах велосипеды, соответствующие лучшим мировым образцам, но, в силу специфики плановой социалистической экономики они не были востребованы на государственном уровне. Отсутствие свободного рынка, достаточной финансовой независимости у предприятий и населения, а также запрет частной свободной торговли сводили к нулю любые попытки граждан и организаций организовать производство велосипедов сверх утвержденной государством номенклатуры. Государство организовывало, субсидировало и поддерживало велосипедную промышленность, нацеленную на выпуск надежных, долговечных и простых по конструкции веломашин для обеспечения населения необходимым количеством недорогого личного транспорта. Спортивный велоинвентарь выпускался в количестве, достаточном для обеспечения массового велоспорта, а также нужд спорта высоких достижений, для чего был организован ограниченный выпуск велосипедов высокого класса.
В Советском Союзе в силу сложившихся исторических и политических обстоятельств, труд и вдохновение сотен энтузиастов велотранспорта, конструкторских коллективов и заводских КБ оказался просто НЕВОСТРЕБОВАН! Результаты этих трудов в настоящее время практически ЗАБЫТЫ, а материальные свидетельства в основном УТРАЧЕНЫ.
А ведь мы были велосипедной державой, не правда ли?..
Одной из основных целей Веломузея, организуемого автором этих слов, является поиск информации о конструкциях отечественных велосипедов, их создателях и предприятиях велопромышленности, а также сохранение и реставрация уцелевших образцов для последующей экспозиции. Если Вы, Уважаемые читатели, имеете что-либо из вышеперечисленного — пожалуйста, свяжитесь со мной!
Один из вариантов перспективного велосипеда для Минского велозавода, разработанный Отделом № 7 ВНИИТЭ под руководством Ю.А. Долматовского в 1966 году. Велосипед базируется на разборной трубчатой раме.
Второй вариант велосипеда «Велосипеда Долматовского» - на раме из штампованных и трубчатых частей. 1966 год.
Третий вариант «Велосипеда Долматовского» – со штампованной сварной рамой и шестеренчатой трансмиссией мотоциклетного типа. 1967 год.
Перспективная модель подросткового велосипеда, разработанная совместно Харьковским филиалом ВНИИТЭ и ЦКТБ Велостроения. Велосипед имеет консольное крепление обеих колес и композитную раму. 1987 год.
Еще одна разработка ХФ ВНИИТЭ и ЦКТБ Велостроения.. Велосипед имеет консольное крепление обеих колес и алюминиевые раму и диски колес. 1987 год.
Детский велосипед «Тиль». Дизайн разработан Харьковским филиалом ВНИИТЭ, опытное изготовление - ЦКТБ Велостроения. 1983 год.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
Коллекционер, журналист, исследователь истории велосипедного и мотоциклетного дела в России и СССР, организатор выставок исторических велосипедов, официальный представитель России в International Veteran Cycle Assotiation. Автор книг: «Мотоциклы СССР 1924-1945» (2007), «Велосипед в дореволюционной России» (2008). Исследованиями и коллекционированием начал заниматься в 1988 году. В настоящее время занят организацией Всероссийского Веломузея в Москве.
популярное
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.