Блокнот
15.01.2014
Спич про «ЗиЧ» или слово о советской велосипедной промышленности. История третья.
Имя Юрия Ароновича Долматовского, выдающегося советского журналиста, писателя, художника, основоположника советской школы автодизайна, автора оригинальных концептуальных проектов автомобилей — известно любому, кто интересуется историей отечественного автопрома. Но мало кто знает, что Юрий Аронович занимался также и разработкой дизайна велосипедов! В 1963 году Долматовский покинул НАМИ и перешел на работу в только что организованный Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Это учреждение в 1960-х годах было, вероятно, самым передовым по духу НИИ в Советском Союзе и несколько того... условно-допустимо фрондерским. Мне приходит на ум аллюзия со знаменитым НИИЧАВО (НИИ чародейства и волшебства) из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Евгений Аронович руководил исследовательским отделом № 7, который в 1966-67 годах среди прочих тем разрабатывал внешний вид и конструкцию веломашин для Минского велозавода. Долматовский намечал основные технические требования и рисовал внешний вид, а непосредственно проекты выполнял инженер Евгений Борисович Крадинов. Один из прототипов базировался на полностью штампованной раме, второй — на раме, состоящей из трубчатых и штампованных деталей. Также разрабатывался вариант с однотрубной рамой. В перспективе предполагался вариант велосипеда, изготовленного практически полностью из пластмасс. Юрий Аронович в отчете по выполненным работам указывал, что штампованные металлические рамы имеют ряд существенных достоинств по сравнению с традиционными трубчатыми: это удешевление технологии производства, простота в обслуживании, привлекательный внешний вид, а также возможность использования долговечной шестеренчатой трансмиссии мотоциклетного типа, вместо классической цепной. Работы были выполнены в полном объеме, включая варианты окраски, но, как водится, революционные конструкции велосипедов так и не увидели конвейера... В последующие годы во ВНИИТЭ, а также в 10 его региональных и республиканских филиалов многократно возвращались к созданию разнообразных велоконструкций. В частности, очень интересные работы проводились в Харьковском филиале ВНИИТЭ совместно с ЦКТБ Вело в 1980-х годах. Об этих работах лучше всего расскажут чудом сохранившиеся фотографии.

Резюмирую: в СССР проектировались и производились в небольших количествах велосипеды, соответствующие лучшим мировым образцам, но, в силу специфики плановой социалистической экономики они не были востребованы на государственном уровне. Отсутствие свободного рынка, достаточной финансовой независимости у предприятий и населения, а также запрет частной свободной торговли сводили к нулю любые попытки граждан и организаций организовать производство велосипедов сверх утвержденной государством номенклатуры. Государство организовывало, субсидировало и поддерживало велосипедную промышленность, нацеленную на выпуск надежных, долговечных и простых по конструкции веломашин для обеспечения населения необходимым количеством недорогого личного транспорта. Спортивный велоинвентарь выпускался в количестве, достаточном для обеспечения массового велоспорта, а также нужд спорта высоких достижений, для чего был организован ограниченный выпуск велосипедов высокого класса.

В Советском Союзе в силу сложившихся исторических и политических обстоятельств, труд и вдохновение сотен энтузиастов велотранспорта, конструкторских коллективов и заводских КБ оказался просто НЕВОСТРЕБОВАН! Результаты этих трудов в настоящее время практически ЗАБЫТЫ, а материальные свидетельства в основном УТРАЧЕНЫ.
А ведь мы были велосипедной державой, не правда ли?..

Одной из основных целей Веломузея, организуемого автором этих слов, является поиск информации о конструкциях отечественных велосипедов, их создателях и предприятиях велопромышленности, а также сохранение и реставрация уцелевших образцов для последующей экспозиции. Если Вы, Уважаемые читатели, имеете что-либо из вышеперечисленного — пожалуйста, свяжитесь со мной!
Один из вариантов перспективного велосипеда для Минского велозавода, разработанный Отделом № 7 ВНИИТЭ под руководством Ю.А. Долматовского в 1966 году. Велосипед базируется на разборной трубчатой раме.
Второй вариант велосипеда «Велосипеда Долматовского» - на раме из штампованных и трубчатых частей. 1966 год.
Третий вариант «Велосипеда Долматовского» – со штампованной сварной рамой и шестеренчатой трансмиссией мотоциклетного типа. 1967 год.
Перспективная модель подросткового велосипеда, разработанная совместно Харьковским филиалом ВНИИТЭ и ЦКТБ Велостроения. Велосипед имеет консольное крепление обеих колес и композитную раму. 1987 год.
Еще одна разработка ХФ ВНИИТЭ и ЦКТБ Велостроения.. Велосипед имеет консольное крепление обеих колес и алюминиевые раму и диски колес. 1987 год.
Детский велосипед «Тиль». Дизайн разработан Харьковским филиалом ВНИИТЭ, опытное изготовление - ЦКТБ Велостроения. 1983 год.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Денис Орлов
15.01.2014 21:16:46
Спасибо! Не сохранилось случаем образца "велосипеда Долматовского"?
Андрей Мятиев
19.01.2014 01:48:32
Увы, Денис, увы... Честно говоря, мне неизвестно достоверно, были ли созданы натурные образцы этих велосипедов, или ограничились разработкой "на бумаге". А спросить уже некого...
stoyan
08.02.2015 19:01:15
Андрей, а лошадиный велосипед вас интересует? построен на кубани по назначению велотрактор. Использовался на приусадебном участке. Конструктор - Евгений Михайлов несколько лет назад умер, но возможно аппарат еще сохранился.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Мятиев
Коллекционер

Коллекционер, журналист, исследователь истории велосипедного и мотоциклетного дела в России и СССР, организатор выставок исторических велосипедов, официальный представитель России в International Veteran Cycle Assotiation. Автор книг: «Мотоциклы СССР 1924-1945» (2007), «Велосипед в дореволюционной России» (2008). Исследованиями и коллекционированием начал заниматься в 1988 году. В настоящее время занят организацией Всероссийского Веломузея в Москве.

популярное