Блокнот
09.10.2013
Сокольники, моя любовь
Парк «Сокольники» — знаковое место для увлеченного автомобильной историей. И не потому, что туда устремлялись герои «Место встречи изменить нельзя». Помните? «Как же, Глеб Егорыч, не отставай, — у «Студера» мотор втрое!.. Глеб Егорыч, еще немного, мои баллоны не сдюжат — я сколько раз говорил!.. В Сокольники он, гад, рвется! Там есть, где спрятаться!.. Стреляй, Глеб Егорыч, стреляй! Уйдут, проклятые!»

Главная магия Сокольников — это международные выставки, крохотная отдушина в беспросветной монотонности соцреализма.

Первая, отчетливо отпечатавшаяся в памяти — это выставка Mercedes-Benz в 1973 году. Проходила она с 28 февраля по 9 марта. Там был фантастический автомобиль оранжевым клином, с подъемными дверьми, крутили короткометражки о том, как разбивают автомобили. Почему-то, я тогда решил, что «мерседесам» все нипочём... Но главное потрясение — многочисленные масштабные модели — машинки. Как я уговаривал родителей купить хотя бы одну!

После выставки «Лесдревмаш-74» я выучил слово «Сису». Оно казалось мне таким неприличным. Еще помню первую в моей жизни жевательную резинку — её я быстро выплюнул, потому что с непривычки разболелась голова. А брошюра финского завода Sisu стала первой в моей коллекции проспектов. Это потом я узнал, что мое увлечение называется Automobilia, и что на нем помешаны сотни тысяч людей во всем мире, обмениваются, караулят на e-Bay, участвуют в аукционах.

На выставки я начал ходить довольно часто. Обычно их устраивали в павильонах, сохранившихся от Американской национальной выставки 1959 года и пристроенных позади них павильонах № 3 и № 4.

Было весело лазать через забор, протискиваться сквозь толпу зевак за проспектами... На обратном пути парни постарше могли зажать в коробочку и отобрать вожделенную добычу — блестящий значок, яркий полиэтиленовый пакет, жевачку, зажигалку. Водилась там такая «сокольническая мафия». Попадавшие в итоге всех приключений в 79-е отделение чувствовали себя настоящими героями. Разжиться на выставках пытались и совсем взрослые дяди. Сегодня, конечно, все это странно слышать. За четвертым павильоном размещалась знаменитая экспоцентровская помойка. Там можно было увидеть вполне солидного вида товарищей, в лисьих шапках, дубленках, невозмутимо перебиравших зарубежный мусор.

Но вот компания Citroen местом для показа своих достижений выбрала в 1980 году корпус дирекции «Экспоцентра» — это слева от центрального входа в парк. Как сейчас помню, узкие двери из модного профилированного алюминия осаждала угрюмая толпа жаждущих. Проблема заключалась в том, что через те же двери людей выпускали. В совсем маленьком помещении больше всего меня поразила длиннющая карета «Скорой помощи» на базе Citroen CX. Потом она даже встречалась мне в городе — как правило, технику с выставок не увозили обратно, ее раскупали либо профильные министерства, либо посольства, либо УПДК. Знаете, что такое УПДК? Управление по обслуживанию дипломатического корпуса. Вот была в те годы синекура!

Ситроеновская выставка получила неожиданно широкий отклик в советской печати. Подоплеку я узнаю много позже — оказывается, французы привозили тайком еще одну машину, она тогда еще не выпускалась — BX. И показывали ее в другом месте — во дворце культуры АЗЛК, и только начальству. Citroen собирался выпускать эту модель на новой площадке завода «Москвич». Уж не знаю, как они пронюхали, что у завода есть такая площадка... За год до этого в Сокольниках проходила выставка «Автотехника Италии-79», показывали умопомрачительные концепт-кары. Приезжал сам Нуччио Бертоне! Он, возможно, и пронюхал — насчет нюха у него всегда было все в порядке. Дело в том, что Citroen BX для французов разрабатывал Бертоне.

Совпадение или нет, Citroen CX попал на обложку вышедшей в 1984 году повести Эдуарда Хруцкого «Осень в Сокольниках»:

«Выставка — бой. Каждая выигранная для государства копейка — победа».

И дальше:

— А он не шпион, случаем? — спросил Вадима Калугин. — Смотрите, как поставил машину.

«Ситроен» стоял в переулке рядом с церковью, со всех сторон прикрытый кустами.

Иностранную автотехнику в Сокольниках показывали часто. Первой такой выставкой, вероятно, была американская, в 1959-м. Затем, в 1961-м — французская, там царствовала Renault, будущий субподрядчик завода «Москвич». Годом позже — итальянская, с шикарным стендом Fiat. Затем — выставка британского промышленного дизайна, «Техническая эстетика США». Когда удавалось раздобыть проспект с такой выставки, сердце коллекционера переполняла радость. Возможно, грядущая «Олдтаймер-Галерея» в Сокольниках тоже станет для кого-то отправной точкой в его увлечении...

1741f7dde95fa6180de7bff6c7fd4ff0.jpg

Фиатовский стенд на выставке достижений итальянской промышленности в Сокольниках в 1962 году занимал площадь 5000 кв. м. Выставку организовала фирма «Новасидер»

15be1ae727727fbee28ffd2b60f57e9b.jpg

Концепт-кар Ghia Selene присутствовал на итальянской промышленной выставке в необычной роли – как подарок главного конструктора ателье Carrozzeria Ghia Луиджи Сегре единомышленнику, советскому художнику-конструктору Юрию Долматовскому. Министерство автомобильной промышленности от подарка отмахнулось. Концепт-кара принял институт ВНИИТЭ, а оттуда он попал в запасники Политехнического музея. Автомобиль уцелел, и сегодня его можно увидеть в автомобильном музее на Рогожском валу.

7d5890c1e0cdbf96381cb8d6ae2d9e02.jpg

Традиции помогают делу – в Daimler-Benz AG (так называлась тогда компания из Штутгарта) это поняли одними из первых. Поэтому на выставке в Сокольниках показывали в том числе и историческую технику. Но привлекал всех другой автомобиль…

c5f86a90da6cd27354210e2e6687b97a.jpg

Автомобиль-лаборатория Mercedes-Benz C-111 среднемоторной компоновки с роторно-поршневым двигателем. Сфотографировать его весь автору снимка не получилось – у большинства фотоаппаратов не было широкоугольных объективов.

036b43b84d9816ee32c3616e7d529331.jpg

А так автомобиль выглядит в наши дни. Сохранен и участвует в исторических фестивалях!

39222f73d220ab991ef0529bc8c83655.jpg

Выставка «Лесдревмаш-74». Мальчики постарше могли отобрать заветную детскую добычу у тех, кто поменьше – значки, пакеты, жвачку, авторучки.

64c789995752187d7fe67b5c09c0ef72.jpg

Брошюры, почти без ошибок переведенные на русский язык, рассказывали, чем занимается компания, и какие надежды она возлагает на сотрудничество с Советским Союзом.

d446f7a589b15ca930a9c64c30d9480f.jpg11151f35f1bc8c8f14aeea3ebf8922e8.jpg

Внимание советской печати к выставке Citroen было несопоставимо с размером экспозиции. Вот, журнал «За рулем» посвящает целую статью – а не жалкую колонку в новостях. Причину шумихи знали лишь посвященные. Среди них – Лев Михайлович Шугуров, подписавший эту статью «С. Марьин».

28a57090e4ae7bd62934efa6cc3757d0.jpg

Итальянцы были частыми гостями в Сокольниках. В 1979-м они высадили настоящий десант концепт-каров. Такой проспект-раскладушку выдавали гостям выставки.

11b600106c8055e00fe6ba967fc82669.jpg

Выставки, выставки – несть им числа. Всем заведовала организация под названием «Экспоцентр». Она выпускала такие каталоги участников к каждой выставке.

c869b0482c7ed4109f1889731136b8cd.jpg

На выставку «Спецавтотранспорт-88» чехословацкое внешнеторговое объединение «Мотоков» привезло необычный экспонат – Tatra 815 4х4 победителей ралли-рейда «Париж – Дакар» Карела Лопрайза, Радека Стахуры и Томаса Мука. Появление такой машины в Москве подтолкнуло «Автоэкспорт» и КамАЗ к решению попробовать силы в «Дакаре».

4dbf40eab4e3489b27a88c6541149920.jpg

Когда мы стали постарше, в нас проснулся уже практический интерес к машинам. Рассматриваем новейшую BMW-«семерку» торгового представителя ФРГ на стоянке у выставки «Спецавтотранспорт-88».

Автор признателен Алексею Хресину за несколько очень существенных уточнений.

Фото: www.oldmoscow.com, архивы автора и Алексея Хресина.

Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное