Ретроспектива
07.09.2015
Гоночный номер пять
для советской Формулы-1
Осенняя Олдтаймер-Галерея блеснёт парочкой советских раритетов, которых большинство посетителей никогда не видело живьём, да и вряд ли подозревало об их существовании. Два уникальных гоночных «Москвича» моделей Г5 и Г5М предстанут перед посетителями в рамках экспозиции, посвященной истории советского автомобильного спорта.
«Москвич» уже стал достоянием прошлого. Почти исчезли с московских дорог «сорокпервые», ещё недавно нет-нет, да мелькавшие в потоке, а также многочисленные производные от этой модели со звучными древнерусскими названиями: «Святогор», «Калита», «Юрий Долгорукий». Экземпляры «Москвичей» 2140 и 412 живьём можно увидеть только в провинции — там эти прочные и надёжные машины до сих пор служат по прямому назначению. Они также появляются на олдтаймер-ралли или выставках старинных автомобилей, но уже в роли коллекционных экземпляров. Вот так незаметно, буквально на глазах, современность превращается в историю.
Историю модельного ряда «Москвичей» знает каждый, кто интересуется старинными автомобилями: «четырехсотого» сменил «четыреста первый», за ним последовал «четыреста второй», ну и так далее. Так же привычно и непреложно, как после смерти Сталина к власти пришел Хрущев, которого потом «спихнул» Брежнев... Однако если заглянуть в историю «Москвича» чуть глубже, окажется, что у давно известной марки есть ещё и вторая, будто бы параллельная история — спортивно-гоночная.
Во второй половине 50-х годов созданные для линейных и кольцевых гонок спорткары эволюционировали настолько стремительно, что за ними едва успевал регламент, «разводящий» их по разным классам. В первенстве СССР 1956 года спортивные машины впервые выделили в отдельный класс, а стартовать они стали отдельно от серийных. Уже в следующем году спортивные автомобили пришлось разделить на четыре группы, а годом позже — еще и выделить в отдельный класс одноместные гоночные болиды. В 1956-м Центральный автомотоклуб ДОСААФ СССР (ЦАМК СССР) вступил в Международную автомобильную федерацию (ФИА), а в 1960 году впервые ввели общесоюзную классификацию, разработанную по международному образцу. В ней насчитывалось уже три класса гоночных автомобилей: Формула-1 (до 2500 см³), Формула-3 (до 500 см³) и Формула «Юниор» (до 1360 см³).
Последняя создавалась как будто бы специально для «Москвича». Международная формула «Юниор» требовала применения серийных двигателей рабочим объемом до 1000 или 1100 см³, но в СССР таких моторов в производстве попросту не было. Ближайшим по рабочему объему был двигатель «Москвич-407» объемом 1358 кубов — в расчете на него и создали национальный класс.
Заместитель главного конструктора Игорь Александрович Гладилин не мог пройти мимо новой формулы, и в январе 1960 года в его «хозяйстве» началась работа над автомобилем, изначально обозначавшимся в документации как «407Г» и «Юниор». Незадолго до этого, в июле 1959 года, на заводе были официально созданы конструкторская группа и испытательная лаборатория гоночных автомобилей. В январе 1961-го руководителем этой группы был назначен недавний выпускник МВТУ Лев Михайлович Шугуров, будущий корифей отечественной автомобильной журналистики. В 1963 году заводская команда выступала на совершенно новом «Юниоре-2», получившем обозначение «Москвич-Г4». Это был автомобиль среднемоторной компоновки: двигатель располагался за местом гонщика.
«Гоночный пятый» ориентировался на советскую Формулу-1. Под руководством Гладилина «Москвич-Г5» конструировал Марк Мильштейн. Болид изобиловал новшествами, самое важное из которых — изменившаяся схема общей компоновки: новая пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на четырех высших передачах размещалась за главной передачей, объединенная с ней и со сцеплением в общем алюминиевом картере в полном соответствии со сложившейся в мировой практике «канонической» концепцией.
Несущим элементом конструкции была пространственная рама из хромансилевых труб диаметром 27 и 25 мм, на которую устанавливались алюминиевые кузовные панели. Шасси получило новую независимую восьмизвенную заднюю подвеску и дисковые тормоза с раздельным приводом на передние и задние колеса. Двигатель сначала применялся точно такой же, как и у «Г4М», — форсированный до 92 л. с. от 412-го «Москвича». Дебютировал «Пятый» под управлением Виктора Щавелева в гонках «Янтарная «Волга» в Риге в сентябре 1968 года. Он финишировал лишь шестым, пропустив вперед не только два автомобиля заводской постройки, но и три ленинградские «самоделки». Но главное — машина с первого раза прошла всю дистанцию: новые трансмиссия и подвеска доказали свою жизнеспособность.
В 1969 году был построен второй экземпляр «Москвич-Г5». Сезон оба автомобиля начали со старыми двигателями, но уже после первых гонок получили новые — форсированные до 100 л. с., а впоследствии и до 124. Изменения коснулись и шасси: была расширена колея, установлены шины увеличенных размеров, а масляный радиатор, ранее располагавшийся спереди, рядом с водяным радиатором, был перенесен назад и размещен над двигателем. В 1974 году оба автомобиля получили полностью новые кузовные панели из стеклопластика, значительно отличавшиеся по форме от прежних алюминиевых. Эта версия обозначается как Г5М.
Оба автомобиля собрали в национальных чемпионатах целую коллекцию медалей: три золотые (Вадим Ржечицкий, 1969; Юрий Теренецкий, 1972; Николай Казаков, 1973), одну серебряную (Юрий Теренецкий, 1974) и две бронзовые (Юрий Теренецкий,1973 и 1976). Но к середине 70-х побеждать становилось все труднее и труднее: конкуренты на новых «Эстониях», что называется, «дышали в затылок», а «Москвичи» практически не менялись. В 1976 году не только заводская многотиражка, но и журнал «За рулем» открыто писали, что Г5М уже устарел. Крест на них поставило введение в 1977 году новой классификации гоночных автомобилей, в которой не нашлось места национальной Формуле-1.
Оба гоночных «Москвича» после окончания сезона 1976 года «остались не у дел», несколько лет пылились по углам, а в 1983 году были помещены в экспозицию музея АЗЛК. На Олдтаймер-Галерее машины будут представлены московским Музеем Ретро-автомобилей в экспозиции которого они бережно хранились последние годы.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Олдджек
да, вспоминаю внутренне убранство тарелки и машины, там находившиеся.
Даже однажды пришлось делать оценочный лист на всю коллекцию АЗЛК по принципу "пальцем в небо", при продаже то ли завода, то ли при передаче банку...

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

27.05.2014 Lancia
28.08.2016 Почти K.I.T.T.
06.09.2013 Concours Queens
08.07.2016 111 лет
Все статьи