До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
26.01.2016
Ставка больше, чем жизнь
В 1917 году США решились вступить в Первую Мировую войну на стороне Антанты. Естественно требовалось огромное количество оружия, современные самолеты, танки и, конечно, моторы для них. Проблема была в том, что ничего подходящего в Америке на тот момент не выпускалось. Решение пришлось искать команде лучших инженеров, которые справились с разработкой мотора «с чистого листа» за один летний месяц. Двигатель V12, который окрестили Liberty («Свобода») отличался отдельными цилиндрами, верхними распредвалами и при рабочем объеме 27 литров развивал мощность в 450 л.с.

Устанавливался он на множество самолетов, в том числе и на легкие бомбардировщики-разведчики Airco DH.4 и Airco DH.9A. К слову, «свободный мотор» был скопирован в СССР. Он назывался М-5 и выпускался с 1922 по 1933 годы. Такой мотор приводил в движение разведчик-штурмовик Р1 (1924 г.), созданный на основе DH.9A. Советская неточная копия успела много и плодотворно повоевать в Средней Азии, в очередных войнах в Афганистане (1923 и 1928 г.)и в Чечне (1925 г.), принять участие в гражданской войне в Китае на стороне Гоминьдана и даже в войне СССР и Китая за Китайскую-Восточную железную дорогу (1929 г.). А потом отработавшие свой ресурс в авиации М-5 ставились на советские танки БТ-2 и ранние версии БТ-5. Долгое время они считались самыми быстрыми серийными танками в мире!

Дефорсированные до 300 л.с. Liberty также использовали на первых американских танках — Mark VIII (1918 г.), которые были почти точной копией английских, если не считать моторов и вооружения. А всего сразу четыре автомобильные фирмы: General Motors (Buick, Cadillac), Ford, Lincoln и Marmon до 1919 года успели выпустить почти 20,5 тыс. авиамоторов. Естественно, что после войны производство продолжилось, но уже неспешно.

«Свободные» авиамоторы очень полюбили спортсмены — ведь их было много. А главное, стоили они сравнительно не дорого. Первый рекорд скорости с помощью Liberty установил британец Джон Перри-Томас на своем Babs-Special в 1926 году — 273 км/ч. К сожалению, при попытке улучшить результат в следующем году гонщик разбился. Причиной аварии стала порвавшаяся цепь главной передачи, которая ударила рискового англичанина по голове...

По странному совпадению, старуха с косой достала и еще одного любителя моторов Liberty — гонщика и механика-самоучки Ли Библа. И опять-таки виновата в том была небезопасная конструкция. Болид White Triplex был крайне примитивной машиной, по существу идейной предшественницей «Зеленых чудовищ» Арта Арфонса. Автомобиль оснащался сразу тремя двигателями (один спереди, два сзади) суммарной мощностью около 1500 л.с., но при этом не имел ни сцепления, ни коробки передач. Трехмоторный монстр поставил рекорд в 324 км/ч в 1928 году. А в 1929 году во время очередного заезда Triplex потерял управление на скорости свыше 335 км/ч, мгновенно убив своего незадачливого пилота. Что поделаешь, профессия гонщика всегда была смертельно опасной.

Окончание карьеры Liberty пришлось на Вторую-Мировую войну, где его английская копия фирмы Nuffield мощностью 340 л.с. устанавливалась на множество британских танков. Самым известным из них стал Crusader, который сражался в африканской пустыне в 1940-42 годах. Он был неплох против итальянских танков, однако столкновения с «немцами» для него часто заканчивались фатально. Броня была недостаточно толстой, а конструкция ненадежная. Да и пушка (до появления орудия 57 мм) была слабовата. Не случайная случайность — побеждать англичане начали только после того, как получили американские танки...
Авиамотор Liberty в 1917-19 гг. выпускали General Motors (Buick, Cadillac), Ford, Lincoln и Marmon
Самолеты Р1 по время конфликта на КВЖД (1929 г.)
Джон Перри-Томас на своем Babs-Special
Разбитый Babs закопали прямо на пляже. В 1969 году нашлись энтузиасты, которые достали машину из песка и вернули ее в рабочее состояние
Примитивный White Triplex получил три мотора Liberty. КПП и сцепления не предусматривалось
White Triplex идет на мировой рекорд – 324 км/ч
В начале Второй Мировой Войны моторы Liberty «донашивал» английский средний танк Crusader
Советские танки БТ-2 (1931-33 гг.) оснащались как нелицензионной копией мотора Liberty (М-5), так и оригинальными американскими двигателями
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
stoyan
все эти истории а так же много других вы сможете найти на страницах толстой (616 страниц) книги Боба Нила
Robert J. Neal
Liberty Engine: A Technical & Operational History 1917-1960
2009
0
shelby500
Serge Stoyanov, Такой книгой убить можно с одного удара! :D

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

06.03.2019 Ява Явская
12.09.2013 Quadrifoglio Verde
Все статьи