Ретроспектива
08.09.2013
Шляпы

На знаменитом ретро-фестивале «Goodwood Revival», который ежегодно проводится в Гудвуде, в огромном семейном поместье лорда Марча, существует одно условие, обязательное как для участников, так и для гостей фестиваля. Это определенный стиль одежды, своего рода оживший «дресс-код» ушедшей эпохи. Но каким же он был, этот «дресс-код», близкий сердцу настоящего любителя олдтаймеров?

Если внимательно посмотреть на фотографии, сделанные во время фестиваля Goodwood Revival (и уж тем более на сохранившиеся оригинальные фотографии той эпохи!), несложно заметить, что в одежде огромную роль играла шляпа — как мужская, так и женская. Еще сто лет назад сложно было встретить на улице человека с непокрытой головой. Обращает на себя внимание тот факт, что в мужской одежде ушедшей эпохи огромную роль играла шляпа — как мужская, так и женская.

Еще сто лет назад сложно было встретить на улице человека с непокрытой головой. Существует несколько наиболее известных видов шляп: цилиндр, котелок, федора, хомбург, трилби и борсалино. Рассмотрим их по порядку.

 Цилиндр — «высокая шляпа для джентльменов, имеющих высокие цели» — квинтэссенция английского дендизма. Это, несомненно, самый популярный вид шляп всего XIX века. И если, например, на иллюстрациях 1806 года первые цилиндры выглядят несколько нелепо, то цилиндры конца XIX века уже ничем не отличаются от производимых сегодня. Бытует забавная легенда, связананя с первым упоминанием об этом «чудовищном изобретении» в январе 1797 года: «Джон Гетерингтон гулял вчера по тротуару набережной, имея на голове громадную трубу, сделанную из шелка и отличавшуюся странным блеском. Действие ее на прохожих было ужасно!» Далее пишут, что незадачливого владельца первого цилиндра оштрафовали на 500 (!) фунтов, однако эта жертва не была напрасной — спустя всего несколько лет цилиндр уже оказался на пике моды. Весь XIX век мужчины носили эту неудобную, высокую и помпезную шляпу, которая цепляется за ветки деревьев и дверные проемы, к тому же зрительно делает человека ниже, чем он есть на самом деле. Цилиндр оказался очень громоздок и неудобен в повседневной жизни, поэтому в 1823 году во Франции был изобретён «шапокляк» — складной цилиндр. Его тулья стала мягкой и держалась на распорке, благодаря чему в помещении шляпу можно было сложить. После Первой Мировой войны цилиндры окончательно вышли из употребления, хотя наиболее консервативные представители мужского пола продолжали носить их в торжественных случаях (званые вечера, общественные церемонии, ритуальные похороны и свадьбы), а дипломатический этикет регламентировал ношение цилиндра вплоть до 1970-х гг. В настоящее время цилиндр используется лишь как дань традициям на различных мероприятиях (например, он обязателен при посещении скачек в королевские дни в английском Аскоте). Кроме того, он является частью костюма иллюзионистов (благодаря бесчисленному множеству вариантов фокуса с вытаскиванием чего-либо из шляпы). 

Котелок, ещё один символ всего истинно британского, был создан примерно в 1850 году. Шляпа изготовлялась из фетра, получаемого из кроличьего и заячьего меха, который пропитывали шеллаком и ртутным раствором [sic!]. Если XIX век — это время цилиндра, то начало века ХХ-го — это, несомненно, эпоха котелка! Взгляните еще раз на фотографии городских улиц начала ХХ века — почти все мужчины исключительно в котелках. Он быстро стал очень демократичной шляпой, и котелок носили как стильный аксессуар к пиджачному костюму, заменившему сюртук. Изящный котелок придавал своему хозяину щеголеватый вид и позволял думать, что каждый может быть джентльменом, если наденет «правильную шляпу». В США он даже считался формальным головным убором, заменив цилиндр. Если цилиндр вышел из моды после Первой Мировой войны, то эпоха котелка закончилась после окончания Второй мировой. Однако в консервативной Англии котелок оставался неотъемлемой частью официального костюма лондонского Сити еще вплоть до 1960-х. Котелки и по сей день можно видеть на скачках в Эпсоме, менее помпезных, чем аскотские. Мало того, котелок и сегодня можно увидеть в Лондоне — его по традиции обязаны надевать гвардейские офицеры, когда они переодеваются в гражданское платье. 

Однако как бы ни были популярны цилиндр и котелок, при слове «шляпа» у вас перед глазами встанет скорее всего федора. Это классическая для джентльмена шляпа с мягкими полями, которые можно носить поднятыми или опущенными. «Федору» называют еще snap brim («переломленное поле»), потому что заднюю часть поля этой шляпы принято заламывать кверху, а переднюю — опускать на глаза для пущей таинственности. На тулье «федоры» есть три вмятины (справа, слева и наверху) — для трех пальцев, которыми приподнимают шляпу при виде особо соблазнительной дамы или сдвигают ее еще ниже на глаза, если дама пришла мимо, не удосужившись взглянуть. Свое странно звучащее для русского уха название «федора» шляпа получила от одноимённой пьесы Викторьен Сарду 1882 года. Сегодня, несомненно, самым известным обладателем подобной шляпы является «Индиана Джонс» — голливудский актер Харрисон Форд. 

Хомбург — мужская фетровая шляпа с узкими, немного загнутыми полями и продольной вмятиной. Когда король Эдуард VII, будучи еще принцем Уэльским, находился в немецком курортном городке Бад Хомбург, там он открыл для себя совершенно особенную шляпу, которую делали в этом городке и так же называли. Принцу, слывшему знатоком стиля, шляпа хомбург понравилась, и вскоре он стал пропагандировать ее по всей Европе. По официальности хомбург уступает сегодня лишь цилиндру — если не считать котелка как специфической английской шляпы. 

Коричневая шляпа трилби во всем мире известна как знак, отличающий братство любителей скачек. Это шляпа, обожаемая социальной и финансовой аристократией. В Англии нельзя представить себе скачки без трилби, которая является такой же их неотъемлемой принадлежностью, как и твидовый костюм. Трилби в Англии можно заказать у любого шляпного мастера, который гордится традициями своей фирмы. Трилби не такая чопорная и элегантная, как «федора», но зато демократичная и без претензий. Классическая «трилби» должна быть коричневого цвета, а ее тулья должна иметь существенную вмятину в передней части. Имя шляпы заимствовано из романа Джорджа Дюморье «Трилби». Так звали прекрасную ирландскую натурщицу, которая под гипнозом демонического музыканта Свенгали стала известной певицей, а после его смерти утеряла дар. Однако, вопреки истории своего появления, «трилби» — преимущественно мужской головной убор. Сегодня это любимая шляпа звёзд шоу-бизнеса — да и, пожалуй, самая популярная в мире шляпа. Также классическая трилби служит источником вдохновения для многих известных дизайнеров, которые придают ей самые удивительные расцветки, узоры и фактуру.

И, наконец, шляпа борсалино — которая, вопреки широко распространенному заблуждению, является вовсе не фасоном шляпы! Борсалино — это итальянская фирма, с середины XIX века выпускающая шляпы высочайшего класса, поэтому штамп «Борсалино» может стоять на федоре, трилби, или даже на соломенной шляпке. К тому же, говоря о шляпе «Борсалино», чаще всего имеют в виду классическую «федору». 

Borsalino принадлежит к узкой группе товарных знаков, вошедших в толковые словари. Однако, в отличие от Jacuzzi, Pampers или Xerox, подаривших миру джакузи, памперсы и ксероксы, фирма Borsalino «борсалино» не изобретала. Она всего лишь делала их лучше, чем другие. Классическая форма шляпы «Борсалино» неразрывно связано с именем Аль Капоне и имиджем сурового мафиози. 

Вторая волна популярности шляпы связана с Хамфри Богартом в «Касабланке» и «Мальтийском соколе». В конце 1960-х образ мизантропа в борсалино был доведён до абсурда. Ален Делон из фильма в фильм ходил по парижским улицам с мрачным лицом и в шляпе с черным бантом, неутомимо сворачивая шеи своим идейным врагам. После выхода в 1970 году одноименного фильма, в котором снялись Делон и Бельмондо, Borsalino окончательно превратилось в имя нарицательное. Своё первое ателье Джузеппе Борсалино создал в 1857 году. Спустя полвека годовой объем производства составил миллион шляп. Терезио Борсалино, унаследовавший дело от отца, удваивает эту цифру. В 2007-м исполнилось 150 лет с того дня, как Borsalino выпустила первую шляпу.

Разумеется, все вышеизложенное — лишь малая часть интереснейшей истории шляп и шляпных дел мастеров, благодаря многолетним трудам которых создавался этот невероятно выразительный аксессуар, значимый для каждого настоящего любителя олдтаймеров.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Guest
Спасибо, очень интересно и познавательно! И написано хорошо, читается на одном дыхании!
0
Guest
А я продаю классические соломенные панамы. Произведены исключительно в Эквадоре. solohat.ru Я и сам уже второй год летом ношу шляпу. Но до этого надо дорости)))

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

04.03.2014 The Moscow car
12.09.2013 Quadrifoglio Verde
Все статьи