Ретроспектива
28.09.2013
Паровик братьев Добл

Максимальная скорость этого автомобиля составляла 150 километров в час, а до ста километров в час автомобиль разгонялся за 8 секунд. Привычные величины, не правда ли? Только вот автомобиль этот увидел свет в 1924 году и был ПАРОВЫМ.

Model E компании Doble Steam Motors был фантастически сложен и технически великолепен. На этой модели использовался керосиновый парогенератор и четырехцилиндровый мотор. Два цилиндра высокого давления получали пар непосредственно от парогенератора, выходящий из них отработавший пар поступал в два цилиндра низкого давления, отдавал оставшуюся энергию и направлялся в конденсатор. Паровая машина составляла единое целое с задним мостом, не было даже карданного вала, который мог бы создавать лишние вибрации или гудение. 

Даже звук у этого автомобиля был особенный. Когда водитель поворачивал ключ зажигания, из-под капота доносился могучий вздох, который сменялся приглушенным горловым рычанием. Однако проходило полминуты, и этот звук стихал. Когда машина трогалась, она уже не производила никаких звуков, кроме мягкого шелеста шин. Обычный нервный ритм переключения передач, сопутствующее ему подвывание двигателя — ничего этого не было, поскольку в Model E отсутствовали коробка передач и сцепление. Водитель просто открывал дроссель (его рукоятка крепилась прямо на руле), и машина разгонялась — свободно, без напряжения. Скорость росла без сбоев и провалов. 

Когда зимой 1924 братья Добл привезли свой автомобиль на испытания в Нью-Йорк — Model E подвергся просто «убийственным» условиям для паровых машин. Всю ночь автомобиль простоял в холодном гараже, после чего провел еще около часа на морозном воздухе на улице. Затем включили зажигание — и паровой котел мгновенно проснулся и зарычал! Рабочее давление было достигнуто за фантастические для паровиков 23 секунды. Промерзшая на сильном морозе машина рванула с места уже через несколько десятков секунд — невиданный результат для паровых машин.

Автомобили с революционным паровым двигателем рекламировались как «Magnificent Doble — «великолепный Добл». И они действительно были «magnificent». Одно то, что такой автомобиль был у знаменитого Говарда Хьюза — наглядно показывает, насколько великолепен был этот автомобиль.

К сожалению, сложнейшие технические решения, перфекционизм создателей в выборе деталей (например, электрика от Bosch, только лучшие сорта стали) и роскошная отделка (кожа, дерево, слоновая кость) поднимали стоимость автомобиля до баснословных для того времени 18 тысяч долларов. Такие машины могли позволить себе только очень богатые люди, поэтому один из величайших паромобилей в истории человечества был выпущен тиражом всего в 50 экземпляров, после чего в 1931 году компания Doble Steam Motors закрылась. 

Сейчас во всем мире сохранилось всего несколько исправных Doble Model E. Один из них находится в гараже знаменитого телеведущего и коллекционера олдтаймеров Джея Лено:

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

1
shelby500
Какая прекрасная машина и как жаль что все это заглохло и погибло! 8 секунд до сотни, для 1924 года это параметры бешеного суперкара. А движение как на коробке автомате без переключения? Роскошь! А прогрев за 23 секунды? Современные моторы на морозе могут вообще не завестись и греть их надо дольше, а тут! Короче говоря идеальная вещь для холодных стран (котел еще и горячий).

Недостаток я вижу только в расходе топлива. Но ведь можно жечь дешевый мазут например. Эхх, не туда повернул прогресс.

(пошел грустить)
1
Анатолий Горбунов
Моя голубая мечта, но все не доходили руки сделать паровое авто. Может быть только на пенсии...
0
Feuerkrieg
Иван Сидорофф, да не сказал бы, что не туда))) Иначе мы не увидели бы великолепные маслкары с V8 и много чего вкусного. Пар не мог тогда прийти из-за сложностей в изготовлении. Был экспериментальный двухцилиндровый паровой Ford Falcon, но он не был спроектирован достаточно хорошо к тому времени, когда впрыск и дизель уже были. Экономика не терпит ожиданий и берет лишь то, что эффективно в настоящий момент.
А расход в 12 литров керосина для 120 паровых лошадок и трехтонного автомобиля с никакой аэродинамикой - не так уж и плохо
0
Feuerkrieg
Анатолий Горбунов, его не так-то просто сделать, если не знать конструкцию и все подводные камни. Главная проблема всех паровиков, из-за которой погибает проект за проектом, - фазовый переход. Слишком много энергии расходуется на то, чтобы довести воду до состояния кипения. На сегодняшний день это проблема решенная, но хранится она в строжайшем секрете до лучших времен.
Не используя специальный "ускоренный" переход, приходится делать конструкцию слишком громоздкой и тратить кучу драгоценного тепла на нагрев длинной дорогой витой трубки. Жаротрубный бойлер имеет ещё больше недостатков и вовсе не годится для автомобиля.
Группа энтузиастов сейчас работает именно над автомобилем на пару и, если верить их организатору, их парогенератор умещается в развале между цилиндрами V-образной четверки двойного действия - вот это дело))) Распредвала у двигателя как такового нет, потому что для паровика необходима динамическая подстройка хода клапанов

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

05.07.2013 Coppa di Sicilia
19.08.2014 Škoda Winnetou
06.09.2013 Concours Queens
Все статьи