Ретроспектива
13.04.2022
Машина с историей.
Редкая белорусская «Чайка»,
служившая в гараже особого назначения
Есть просто редкие ретромашины, а есть автомобили с персональной, индивидуальной историей. Очевидно же, рядовой Cadillac 1955 года будет оценен коллекционерами намного меньше, чем тот самый Fleetwood Элвиса Пресли. В Беларуси не так много таких «исторических» машин. Одну из них мы все же нашли - это «Чайка» или ГАЗ-13А 1968 года. Литера «А» в названии не случайна - это весьма редкая модификация с перегородкой в салоне со сдвижными электростеклами. Выпустили всего 20 таких экземпляров. Все они служили для перевозки высших чинов СССР. Правда, нынешний владелец Николай в момент поиска ретрокара и не догадывался о предназначении этого ГАЗа. В тот момент он просто хотел осуществить детскую мечту - кататься на «Чайке», выпущенной в год его рождения. Представляем его рассказ, в котором переплетаются истории о запутанном розыске, забвении образца 90-х, тайнах кремлевского гаража особого назначения, случайной встрече и неожиданных открытиях.
- В 99-м году была выставка ретромашин напротив Октябрьской площади. По-моему, приурочили ее к 55-ой освобождения Минска. Организатор Василий просто ходил по друзьям, у кого были винтажные авто, и просил подъехать. Я привез туда свою предыдущую «Чайку». В свое время купил ее как ежедневную, для удовольствия от загородных поездок. На выставке подошел молодой человек, предложил продать ГАЗ его покупателю. Я назвал цену в 10-11 тысяч долларов, а в те времена двухкомнатная квартира в Минске стоила 12 тысяч. К концу года объявился покупатель из Швеции - бизнесмен по имени Густав. Он объяснил: «Когда был маленьким, мой папа работал дипломатом в СССР. Мы прилетали в Москву, а нас встречала именно «Чайка». С тех пор не могу забыть, хочу повторить те самые детские впечатления». Машину я продал, но его мотивы покупки поселили и во мне подобное желание. Внезапно мне очень понадобилась «Чайка», которой бы было столько же лет, сколько и мне.

- Я попросил у друзей, чтобы мне выкроили из базы ГАИ данные о всех ГАЗ-13 в стране. Тогда была такая возможность. Среди списка я нашел те, что были выпущены в 1968-м. Один экземпляр принадлежал компании «Энергия ГмбХ» - то есть дилеру Mercedes. Вскоре я уже разговаривал с директором. Беседу я начал со слов «У меня есть мечта». Он признался, что покупал эту «Чайку» через Леонида Ерина, бывшего в начале «нулевых» главой КГБ Беларуси - генерал-лейтенант еле согласился. А на тот момент списанный автомобиль стоял на участке одной из правительственных дач в районе Степянки, за современной Нацбиблиотекой. Я пообещал новым владельцам: «Обязательно прокачу вас на этой «Чайке», как только закончу реставрацию». Так и ударили по рукам. Обошелся мне ретро-автомобиль в цену по тем временам хорошего Mercedes 140.

- Меня сопроводили на закрытую территорию, чтобы я смог забрать ГАЗ. Машину я увидел в ужасном состоянии. Она стояла под елками, на крышу осыпались иголки, создавая плодородный слой для мха и травы. Одним словом, на ГАЗе развилась новая жизнь, своя растительная цивилизация высотой в сантиметров 10. На крыле кто-то додумался выцарапать «ДМБ-98». Колеса спущенные, стояла в какой-то топиВ салоне явно поселились мыши. Из материалов обивки прямо на кресле грызуны обустроили себе комфортное гнездо. В общем, состояние было столь ужасным, что не описать словами. Увозили на эвакуаторе.
- Перевез себе гараж, начал работу. Один только мох выковыривал из полостей несколько месяцев. Короче, на восстановление ушло без малого 7 лет. Уже во время процесса я узнал, какая редкая модель мне досталась - а именно ГАЗ-13А, с перегородкой. В машине обнаружилось немало любопытных находок. Чего только стоит потрепанный пропуск с надписью «Проезд всюду». Позже за него мне предлагали 1000 долларов, но я отказывал. Очевидно, машина непростая. Открыл техпаспорт - на тот момент это была простая книжечка - полистал и выяснил, что первым владельцем являлся легендарный кремлевский ГОН - гараж особого назначения. После такой находки мне стало необходимо выяснить историю этого конкретного экземпляра.
- С техпаспортом тоже была проблема. Его же нужно было менять на ламинированный вариант нового образца. А "старый» для меня представлял огромную ценность. Пришлось сделать вид, что осталась лишь копия книжечки. Правдами-неправдами, но «технический паспорт авто-мотомашины» остался у меня на руках. В кругах реставраторов этот документ имеет особую ценность - он доказывает, что машина не является репликой или выдающейся самоделкой. Это доказательство, что перед вами тот самый автомобиль, которому почти исполнилось 55 лет.
- И вот я вижу в техпаспроте, что в качестве первого владельца ТС указан ГОН 3-го отдела 9-го управления КГБ при СМ СССР, Москва. А дальше - адрес. Долго не думая, я решил туда написать. Мол, меня зовут Николай, я из Минска, у меня машина, когда-то стоявшая в ваших гаражах. Ответа, если честно, не ждал. Тем не менее он пришел: не сильно развернутый, но с интересными фактами. Там подтвердили: с 1968 по 1972 годы эксплуатировался в ГОН, на нем встречали иностранные делегации, руководителей республик, космонавтов. А еще разрушили распространенный в российских газетах миф: в перестройку и в 90-х любили писать про «любимую машину Брежнева» или «личный автомобиль Хрущева». Якобы находили давние фотографии, высматривали номера госрегистрации и потом находили авто с этими табличками. Так вот - все это неправда.

- На самом деле у высших партийных лиц не было закрепленной за конкретным человеком машины, на которой бы он выезжал. Был основной автомобиль и один или два резервных. Все правительственные машины были покрыты нитроэмалью, и на полировку каждой уходил один рабочий день. Все номера сдавались при въезде в ГОН. А при выезде выдавались уже другие номера. То есть одна и та же табличка могла быть установлена на разных автомобилях из гаража. В самом управлении была своя нумерация — ее я нашел в районе двери: там белой краской было написано 45.

- Позже, когда я разговаривал с А. Землячевым, начальником ГОН в начале нулевых, он подтвердил подлинность надписи. Ее можно было отличить способом нанесения краски: не кисточкой, а ватой, намотанной на спичку (поэтому надпись с закругленными краями). Но это я уже забегаю вперед, говоря о встрече с Землячевым.

- Работа по восстановлению была завершена, вновь заработал 5.5-литровый 195-сильный мотор. Практически вся машина была приведена в первозданный вид. Исключением могу назвать обивку сидений. В оригинале она светло-серого цвета, из материала, схожего с тем, из которого шили шинели для высшего состава Красной армии. Я же сделал выбор в пользу кожи - с точки зрения практичности. В остальном - сток.
- Я долгое время был связан с восстановлением ретромашин, потому и «оброс» соответствующими знакомыми. Один из низ - Илья Сорокин, известный в России коллекционер, организатор «Олдтаймер-Галерея». Ближайшая пройдет в конце апреля. Так вот, на одну из таких выставок Илья позвал и меня. Так совпало, в тот год исполнилось 90 лет гаражу особого назначения, на съезд пригласили и руководителей ГОНа. И мне удалось прорваться к Землячеву. Он успел рассказать и про номера, и про обмотанные ватой спички. А заодно, как дотошно отмечали каждый выезд, километраж, каждый осмотр механика. Заодно он озвучил предположение: на официальные визиты высшие чины ездили на ЗиЛах и других машинах представительского класса, а такие «Чайки» использовали, когда хотели просто покататься. На это намекает и перегородка, и отсутствие кресел для охраны (за счет сэкономленного места удалось разместить площадки под ноги задних пассажиров), чего не было у стандартных «Чаек».

- Есть у модели «А» и другие отличия от стандартного ГАЗ-13. Это две системы электрики (основная и резервная), уникальная передняя решетка, видоизмененная центральная панель, блок спецсвязи системы «Кавказ», датчики на открывание капота и багажника. В итоге поиск случайной машины привел меня к такому необычному автомобилю, к множеству неординарных историй, знакомству с необычными людьми. Пройден большой путь. Его суждено продолжить новому владельцу легендарной «Чайки». Сейчас машина выставлена на продажу.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи