Ретроспектива
05.04.2024
О будущем не говорят –
его делают!
В середине прошлого века, в послевоенном СССР, мы не знали слов «Невозможно» или «Нереально». Даже самый распоследний на свете троечник дрался с отличниками за библиотечных Стругацких. И, как молитву, повторял про себя манящие строки тех, кто уже заглянул в будущее:

«Между тем Тайя разгоралась всё ярче в перекрестии нитей курсового телескопа. Тайя была целью трёх первых звёздных. Она была одной из ближайших к нашему солнцу звёзд, у которой давно уже были отмечены неравенства в движении. Считалось, что Тайя может иметь планетную систему. Перед нами к Тайе шёл Быков на «Луче» и Горбовский на «Тариэле».

Ради такого будущего стоило жить. И мечтать, конечно же. Мечтать не о банковских счетах Мистера-Твистера, и не о побрякушках, награбленных капитаном Флинтом, а совсем о другом. Например, о том, как будет покорять Красную планету мой марсоход, который я уже нарисовал на промокашке школьной тетрадки. И мы яростно спорили, где будет тяжелее: на Марсе или на Венере?

Тогда мы жили в настоящем. Но нам все время показывали светлое «завтра» и активно доказывали, что именно мы можем сделать его таким. Мы гордились прошлым и стремились в будущее. И поэтому в октябре 1957 года сумели первыми в мире бросить металлический шарик массой под центнер с такой силой, что он целых три месяца не хотел возвращаться обратно на Землю. Другие страны – сильные, богатые и завистливые – слушали наш «бип-бип» и задирали головы в недоступное им небо.

Олдтаймер-Галерея, которая неслучайно стартует в Экспофоруме 12 апреля – это своего рода машина времени. Она покажет, во что превратились те самые картинки с промокашек, нарисованные когда-то мечтателями эпохи Королёва и Гагарина. Наши соотечественники довели свои мечты до металла и космических скоростей – через «невозможно» и «не получится». Это – наглядное пособие для тех, кто сегодня гундосит о том, что «в этой стране никогда и ничего не было».

В нашей стране все это было! И еще многое будет. Приходите на выставку, приводите детей, любимых и знакомых.

Здесь – интересно!
МАРСОХОД

Аппарат на титановом шасси был создан Институтом космических исследований еще в прошлом тысячелетии. Его инженерный макет (130x105x70 см) прошел испытания для космического проекта «МАРС-96». Однако «девяностые» вынесли свой вердикт, никак не связанный с техникой: мол, денег нет…

Вместе с марсоходом тех лет умерла чья-то мечта испытать свое детище на Марсе. И созданный вездеход был к этому готов! Шестиколесное полноприводное шасси, сочлененная рама с изменяемым клиренсом, колесный и колесно-шагающий режимы движения, уникальные металлоэластичные колеса – все это было реализовано наяву. Машина массой около 50 кг была готова искать марсианскую воду, регистрировать «марсотрясения», исследовать атмосферу четвертой планеты и т.п. Она была обучена карабкаться через препятствия 250-300 мм и уклоны до 30 градусов и двигаться по россыпи булыжников размером до 200 мм.

Эта машина не была на Марсе. Но она могла и очень хотела там побывать.

Масштаб макета 1:1
ВЕНЕРА-10

Стартовав с Байконура 14 июня 1975, межпланетная станция «Венера-10» взяла курс на Страну Багровых туч, описанную Стругацкими. Орбитальный блок аппарата должен был оставаться на орбите ближайшей к нам планеты, а спускаемому аппарату массой 1560 кг предстояла посадка в неизвестность. И 25 октября того же года он это сделал!

Станция передала на Землю первые в истории фотографии венерианской поверхности. Ее приборы сообщили о содержании в грунте естественных радиоактивных элементов. Давление оказалось многократно выше земного – аж 90 атмосфер! Да и температура – под стать давлению: 457 С, почти по Брэдбери.

Фантасты были огорчены: поверхность Венеры оказалась раскаленной каменистой пустыней, усеянной скальными обломками, размером до одного метра в поперечнике. Атмосфера – почти сплошь из углекислого газа, в которой «до кучи» присутствуют капельки серной и соляной кислот. Вулканы порождают мощные электрические разряды: «Венера-10» фиксировала грозы! Кстати, скорость ветра здесь может достигать400 км/ч.

Масштаб 1:2,5
ПЕРВЫЙ СПУТНИК

«В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я… глядел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонёк, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества... Тот огонёк в небе сделал человечество бессмертным… Я благословил русских за их дерзания...»

Эти слова принадлежат Рэю Брэдбери, на фантастике которого выросло не одно поколение землян. Событие, происшедшее 4 октября 1957 года, нанесло мощнейший удар по престижу тех, кто при каждом удобном случае называл нашу страну отсталой и немощной. Ракета-носитель, созданная на базе межконтинентальной Р-7, забросила в космос шарик массой 83,6 кг и диаметров 58 см с такой силой, что всем стало ясно: это – первый искусственный спутник Земли.

Радиопередатчики первого спутника излучали свой знаменитый «бип-бип» в течение трех недель после запуска. Всего первый спутник пробыл на орбите три месяца. Но уже 3-го ноября 1957 года на втором ИСЗ в космос полетела наша Лайка…

Для справки: США смогли запустить свой спутник только в феврале следующего года.

Масштаб макета 1:1
ПРОГРЕСС

К кораблям «Прогресс» намертво приклеилось обидное слово «грузовик». Заметим, что это – беспилотный грузовик: таких и на обычных дорогах-то пока что практически не видать. А вот космические беспилотники трудятся в космосе с 1978 года. Орбитальная станция давно стала чем-то привычным, да и фамилий нынешних космонавтов никто толком не помнит, но их жизнь по-прежнему целиком зависит от стабильности работы этих самых грузовиков. Первые грузовики во время обратного рейса целиком сгорали в атмосфере, позднее их стали оснащать возвращаемыми капсулами, куда космонавты загружают результаты своих исследований. До Земли капсула добирается на парашюте.

СОЮЗ

«Союз» – имя известное: многоместный космический корабль, задуманный еще в 60-е годы, по сей день не имеет себе равных по надежности и послужному списку. Появляются модификации, внедряются новшества, но имя остается. И жалеть «Союз» может только об одном: он так и не слетал на Луну! Мало кто знает, что его разработка изначально была связана с советской лунной программой… На нем предполагали отрабатывать сближение и стыковку на околоземной орбите, а также облет Луны и возвращение на Землю. Но позднее задачи «Союза» ограничили околоземным пространством.

«Корабли «Союз» в 1969 году образовали первую космическую станцию – два космонавта в скафандрах осуществили переход между «Союзом-4» и «Союзом-5». В 1970 году пилотируемый «Союз-9» осуществил первый длительный полет – около 18 суток. В 1975 году был проведен совместный полет «Союз – Аполлон». С июля 2016 года начались полеты кораблей новой серии «Союз МС».

Текст: М.Колодочкин, специально для oldtimer.ru
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

17.08.2013 Mille Miglia 2013
04.10.2013 Гамаши
18.07.2014 Porsche 917K 1969
31.12.2013 Новый год
Все статьи