Ретроспектива
04.12.2013
Век АЗС

Даже там, где простой обыватель не заметит ничего необычного, настоящий ретроград найдет повод вспомнить какой-нибудь интересный исторический факт. Самая, казалось бы, прозаическая и привычная АЗС предстает перед пытливым взглядом увлеченного человека в новом историческом свете. 

Мало кто из рассматривающих эти старые снимки осознает, что если бы не было этой старинной заправки — не было бы и множества таких привычных нам бензоколонок. Ведь это самая первая АЗС в мире! 

И начало декабря 2013 г. — очень подходящее время вспомнить об этом грандиозном для всех автолюбителей событии, которое произошло ровно век назад. 

Безусловно, бензин продавался и раньше — ведь Карл Бенц изобрел первый бензиновый автомобиль еще в 1885 году. Настоящие любители олдтаймеров даже вспомнят о знаменитой аптеке, в которой жена Карла Бенца купила бензин для своей легендарной поездки Мангейм — Пфорцгейм. Однако до 1913 г. торговля бензином была очень далека от привычной нам — да и попросту удобной. Бензин продолжал продаваться в аптеках как средство для лечения некоторых кожных заболеваний, в керосиновых лавках или просто на улицах из бочек с ручными помпами или в жестяных канистрах. 

Даже после покупки бензина водитель поступал совсем не так, как сегодня. Баки чаще всего располагались под водительским сиденьем, чтобы быть выше мотора — ведь до изобретения первых бензонасосов оставалось еще целое десятилетие и бензин должен был попадать в двигатель самотеком, единственно силой гравитации. Соскочив с сиденья, шофер с помощью лейки и подручной емкости заполнял бак своего авто. При этом уровень бензина проверялся только с помощью щупа, поскольку индикаторы уровня топлива тоже еще не были изобретены. 

Пока автомобили оставались редкими диковинками, подобный способ торговли еще имел право на существование. Все изменилось 1 декабря 1913 г., когда в Питтсбурге, штат Пенсильвания, была открыта первая АЗС, специально спроектированная и построенная для того, чтобы продавать топливо. Но следует отметить, что в 1913 г. продажа бензина оставалась очень рискованным бизнесом. Во всей Америке тогда было всего несколько сотен тысяч автомобилей, которые все еще оставались игрушками для богатых. К тому ж не все автомобили использовали бензин. Солидная часть автопарка приводилась в действие спиртом, электричеством и даже паром. 

Кроме представленных выше уникальных фотографий первой АЗС, сохранился подробнейший отчет о результатах работы этой бензозаправочной станции в первый день. Было продано 114 литров бензина , что составляет менее 1 процента дневного оборота на средней заправочной станции в Америке сегодня. Интересна и цена на бензин — 7 центов за литр , что с учетом инфляции сегодня эквивалентно $1,68 (56 руб) за литр. 

Но успех первых АЗС и достижения в области автомобильной промышленности, которые сделали автомобили дешевле и доступнее, очень скоро привели в США к настоящему буму автозаправок. Уже к 1920 году во всей Америке было 15 000 АЗС, а к концу 1920-х годов — около 200 000! А ведь это, между прочим, больше, чем 156 тысяч существующих на сегодняшний день...

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
олд джек
на первом фото больше похоже не на АЗС, а на автораздачу в Макдоналдсе)))
А так конечно, бывалому автолюбителю близка тема заправок, ибо многие в 80-е годы простояв пару часов в очереди из Жигулей, Москвичей и Волг слышали хриплый дребезжащий голос в репродукторе" Не стойте, не стойте, бензина нет".Выскочишь, к окошку, ну хоть 10 литров дайте! Но в ответ только хлопнет дверца или опустится шторка из оргстекла...Наматывай снова круги по району в поиске непредельных ароматных углеводродов.
Или некто пойдет качать права после недолива пары-тройки литров к заветному окошку, а заправщица на всю очередь в ответ - "Щас закроюсь и все!", зная что остальные трепещущие в ожидании наведут "порядок" с жалобщиком))))
Помнится также порядок отпуска топлива по талонам, в период дифицита из динамика часто звучало "Больше двадцатки не наливать", а сколько пожаров в ГСК случилось по вине запасливых автовладельцев и их бочек и многочисленных канистр - не счесть.
Прошли те времена, когда бензин был дешевле газировки, а грузовик с канистрой стоящий на обочине символизировал не кончившийся у него бензин, а недостаток дензнаков у водителя - тот был готов обменять содержимое канистры на трешник...
И как пах ТОТ бензин! Шанель номер 66!!!))))

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

31.12.2013 Новый год
23.03.2016 Detroit Riprap
07.04.2014 Gmünd 356
05.07.2013 Coppa di Sicilia
Все статьи