Ретроспектива
03.04.2014
В стихах и прозе

Многие известные фотографы, такие как Александр Гринберг, Яков Халип или Михаил Прехнер приходили за вдохновением к гостинице «Метрополь». Там каждое утро ровными шеренгами выстраивались американские «Линкольны», закупленные для обслуживания интуристов. От той эпохи остались прекрасные снимки роскошных машин с фигуркой гончей в прыжке — так получилось, что именно «Линкольны» стали частью истории Советского Союза 30-х годов. И не только истории, но еще и поэзии, и живописи. 

Многих жителей Европы и Америки тогда сильно волновал вопрос «А что же происходит в большевистской стране?». Самые состоятельные из них могли купить тур и поехать в Советский Союз — с наличием потенциальных клиентов у принимающей стороны проблем не было никаких. Зато они были с инфраструктурой: в гостиницах клопы и крысы, нет горячей воды, билеты на поезд не достать, авиасообщения между городами нет, в самих городах отсутствует прокат машин, а такси — сплошь одна рухлядь. Проблема «на чем возить иностранцев?» вскоре встала очень остро и в нерешенном виде выглядела очень нелицеприятно. Цензура даже изъяла из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» кусок текста, с описанием того, как для встречи восьмидесяти американских туристов сгоняли со всей Москвы такси, чтобы отвезти их по маршруту Большой театр — Третьяковка — Кремль. Естественно, что все это плохо влияло на имидж Страны Советов, и 12 апреля 1929 года постановлением Совета труда и обороны создали акционерное общество «Интурист» — единственную в СССР организацию, имевшую право организовывать отдых иностранных туристов. 

В 1933 году «Интурист» объединили со Всесоюзным обществом «Отель» и с этого момента у организации появилось несколько гостиниц и собственный автотранспорт. Чтобы на высшем уровне катать туристов требовались автомобили высшего же класса. Поэтому автомобили для развоза иностранцев в массовом порядке решили закупить в Америке — выбор интуристовских начальников пал на «Линкольны». В начале 30-х годов для закупки партии из трехсот машин решением Политбюро ЦК ВКП(б) из казны выделили полтора миллиона рублей в инвалюте. Закупкой и доставкой автомобилей занималось акционерное общество «Амторг», осуществлявшее все торговые операции между США и Советским Союзом. 

Несмотря на монополию «Интуриста», герой поэмы Самуила Маршака едет в СССР с помощью некой «конторы Кука», а вовсе не советской организации. 

Мистер
Твистер,
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир. — 

Отлично! —
Воскликнула
Дочь его Сюзи. —
Давай побываем
В Советском Союзе! 

Я буду питаться
Зернистой икрой,
Живую ловить осетрину,
Кататься на тройке
Над Волгой-рекой
И бегать в колхоз
По малину! — 

Мой друг, у тебя удивительный вкус!
Сказал ей отец за обедом. —
Зачем тебе ехать в Советский Союз?
Поедем к датчанам и шведам. 

Поедем в Неаполь, поедем в Багдад! 
Но дочка сказала: — Хочу в Ленинград!
— А то, чего требует дочка,
Должно быть исполнено. Точка. 

В ленинградском порту мистер Твистер пересаживается в автомобиль и начинает разъезжать по гостиницам в поисках подходящего номера. 

Вьется по улице
Легкая пыль.
Мчится по улице
Автомобиль. 

Рядом с шофером
Сидит полулежа
Твистер
На мягких
Подушках из кожи. 

Слушает шелест бегущих колес,
Туго одетых резиной,
Смотрит, как мчится
Серебряный пес —
Марка на пробке машины. 

Для «Интуриста» закупалась самая дорогая модель — Lincoln KB. Она появилась в 1932 году и ее двенадцатицилиндровый мотор рабочим объемом 7,3 литра и мощностью 150 л.с. сразу же поставил фирму в немногочисленный ряд американских автомобилестроителей, использовавших многоцилиндровые двигатели. Цена была по карману только очень состоятельным покупателям. Может быть поэтому известные иностранные писатели, побывавшие в СССР, — Теодор Драйзер, Андре Жид, Бернард Шоу, Ромен Роллан, Лион Фейхтвангер — все они писали о «стране большевиков» в восторженных тонах. «Никогда я не путешествовал в таких роскошных условиях — вспоминал Андре Жид — Специальный вагон и лучшие автомобили, лучшие номера в лучших отелях, стол самый обильный и самый изысканный». 

Впечатления от Советского Союза и у иностранных туристов теперь оставались сплошь положительные, один даже заметил потом, что ни в одной стране мира он не видел такого большого скопления дорогих машин как в центре Москвы. Еще открытые «Линкольны» можно было увидеть во время торжественных встреч героев страны — папанинцев, челюскинцев, летчиков, совершивших трансконтинетальные перелеты. 

Для хранения и обслуживания трех сотен машин специально для «Интуриста» в Марьиной роще — тогда это была окраина Москвы — в 1934 году построили огромный гараж по типу иностранных с несколькими этажами, пандусами и ремонтной мастерской. Этот паркинг выполненный по проекту архитектора Константина Мельникова (была такая хорошая традиция — размещать гаражи разных привилегированных ведомств в первоклассных памятниках архитектуры) сохранился до наших дней и его можно найти по адресу Сущевский вал, 33. 

Именно «Линкольн» изображен на картине Ивана Владимирова «Интуристы в Ленинграде», где буржуи с кислыми лицами смотрят на бодро марширующих пионеров. Художник не только правдиво изобразил собаку на пробке радиатора, но и овальную эмблему с надписью Lincoln на колесном колпаке. Как-никак, но все же социалистический реализм! 

Еще одно полотно с «Линкольном» — картина Юрия Пименова «Новая Москва», написанная в жанре своеобразного социалистического импрессионизма. Но и на ней угадывается фигурка гончей и типичное для «Линкольнов» расположение приборной доски по центру. Обе картины, и Пименова, и Владимирова, созданы в 1937 году, когда «Линкольны» еще мелькали по московским улицам. В Москве послевоенной их уже не было. 

Поздравляем победителей конкурса! 

В ближайшее время на почту Вам придет уведомление о получении призов от магазина  Авторетроторг.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Павел Лифинцев
Спасибо, прочитал с интересом. Но, по-моему, этому материалу остро не хватает одной вещи - указания авторства. Страна должна знать своих героев!

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

31.12.2013 Новый год
29.06.2014 Fitch Phoenix
23.03.2016 Detroit Riprap
03.07.2014 Volvo Sport P1900
Все статьи