Ретроспектива
17.02.2019
«Гендерсонъ» или
превратности судьбы
Американская компания по производству мотоциклов «Гендерсонъ» (Детройт, Мичиган) была основана братьями Уильямом и Томасом Гендерсонами в 1911 году, когда в России еще было принято писать в словах лишние буквы, да и читать написанное латинскими буквами на немецкий манер, заменяя иностранную «Н» на отечественную «Г». Была тогда у нас «собственная гордость»: ну и что, что в Германии он – Хайнрищ Хайне, в России будет Генрих Гейне, а Хэндесн – Гендерсонъ, еще и с твердым знаком на конце.
У «гендерсонов» было несколько особенностей: «американская» посадка водителя, рядная «четвёрка»-двигатель и штатная задняя передача. И если посадка «верхом на табуретке» – корпус вертикально, ноги вперед, руки вытянуты на полную длину – была характерна для всей мотоциклетной продукции Штатов, то четырехцилиндровый, да еще и рядный двигатель и «задний ход» – это, безусловно, «изюминка» именно «гендерсонов».
Собственно, с двигателя все и началось: Билл Гендерсон (а именно он был конструктором первых машин, брат Том занимался в основном продажами и финансами) изначально видел свои мотоциклы мощными и быстрыми, и двигатель подобрал соответствующий. Именно двигатель задал конструкцию первых «гендерсонов» – с неимоверно длинной рамой, в которой помещался не только силовой агрегат, но, как зубоскалили острословы, перед ним можно было поместить еще и комод. Ларчик открывается просто – создатели мотоцикла собирались сажать пассажира перед водителем (поэтому и подножки-платформы такие длинные). Взгляните на рекламу тех лет, объясняющую, насколько посадка пассажира перед водителем удобнее и безопаснее, чем за ним.
С годами длина рамы уменьшилась – «передлинненной» машиной было сложно управлять в виражах и поворотах, к тому же, как выяснилось, обдува набегающего воздуха для охлаждения мотора хватает и без «комодного» пространства. А вот двигатель остался прежним – рядная «четверка». И это при том, что производители по всему миру вовсю ставили двухцилиндровые V-образные или оппозитные моторы.
Тяжелые машины быстро оценила полиция – «гендерсоны» отлично подходили для погонь на длинных и прямых американских «хайвеях», где побеждает не столько мастерство водителя, сколько число «лошадей», заложенных конструктором в «движок». Также мощный мотор позволял без особого напряжения присоединять к мотоциклу коляску, что делало его почти легковым автомобилем – неплохой вариант для небольшой семьи.
По-видимому, последнее обстоятельство и стало решающим для двух советских инженеров, Харитонова и Изотова при выборе марки, когда под конец командировки по линии Наркомвнешторга они решили привезти себе из-за океана по мотоциклу. Сейчас, когда США принято огульно хаять, а американцев презрительно именовать «пиндосами», как-то забывается, что в конце 20-х – начале 30-х годов именно американские технологии стали основой индустриализации – Сталинского экономического чуда, наполовину купленного, наполовину «цельнотянутого» с Запада. Вот и наши инженеры поехали вникать в тонкости американского консервного дела, чтобы затем изящно превратить их в достижения советского пищепрома.
По-видимому, командировка оказалась удачной, ибо представителям Страны Советов разрешили (а приобретение чего-либо за рубежом дороже 20 долларов требовало специальной санкции советского руководства – как-никак иностранная валюта) приобрести мотоциклы, не такие уж, кстати, и дешевые – $435 за шт. в базовой комплектации. Впрочем, куплены были машины, что называется «б/у» – «бывшие в употреблении», а значит, особого валютного ущерба советская держава не понесла. История умалчивает о сумме сделки, известно лишь, что приобретены были «гендерсоны» модели «К» 1928 и 1929 выпуска, причем Изотову достался более новый «гражданский» мотоцикл, а Харитонову – «полицейская» версия, со «штрафующим спидометром», постарше.
Обе машины (и обе – с колясками) в 30-е оказались в Москве, Изотов продал свою еще до войны и теперь она находится в Риге, а Харитонов ездил, и довольно активно, так что мотоцикл к роковому 1941-му оказался порядочно изношен. Возможно, это и спасло ему «жизнь» – напомним, что по советским законам все мотоциклы и легковые автомашины с началом войны подлежали передаче в Красную Армию, о чем еще помнят владельцы «лад-нив» 1980-х, ибо на них это правило распространялось по меньшей мере до распада СССР. Как бы то ни было, мотоцикл Харитонова (переходная модель 1927/28 года) всю войну числился в ремонте и всю войну простоял в сарае. После войны он был продан как «б/у», правда, советское «б/у» от американского отличалось разительно. Новому владельцу пришлось изрядно покорпеть над машиной, но в результате мотоцикл гос. номер «001 Москва 32» ожил и стал на ход. К этому времени он потерял часть деталей – кое-какую электрику, приборы и задний ход (для советского, неизбалованного техническими штучками человека задний ход на мотоцикле представлялся, видимо, такой же насущной необходимостью, как козе баян), но это по-прежнему был «гендерсон» с рядным 4-цилиндровым двигателем.
Время шло, мотоцикл старел (сын второго владельца, правда, вспоминает, что отец, катая его в детстве, разгонялся до 130 км/ч – разумеется, в бесколясочном, двухколесном варианте). В 1967 «гендерсон» в очередной раз сломался и остановился, как тогда казалось, навсегда. «Американец» стоял в разных гаражах и даже сараях, ржавел и постепенно превращался в утиль. В 1978 году он был в очередной раз продан и... исчез. Если что от него и осталось, так это десяток любительских фотографий, по которым можно проследить историю его разукомплектации (да, к слову: глушителя на машине не было изначально). Ну и конечно осталась легенда о «гендерсоне».
В начале 2000-х выяснилось, что мотоцикл жив и бережно сохраняется заботами Александра Ростиславовича Нетерова, большого знатока и любителя техники, человека энциклопедических знаний и разносторонних увлечений. В те годы Henderson стал героем статьи в журнале «Игрушки для больших» и даже произвёл небольшой фурор на молодой тогда ещё, четвёртой по счёту «Олдтаймер-Галерее».
И вот, годы спустя, этот удивительный мотоцикл «явился миру» в очередной раз. Попал он в руки коллекционера в печальном, но, в общем, вполне пригодном для реставрации состоянии, причем специалисты отмечают редкую для «советских иностранцев» укомплектованность оригинальными деталями и агрегатами. В настоящее время первичная реставрация машины завершена, общий вид, так сказать, готов, хотя работа над отдельными частями и деталями продолжается. На мартовской 28-й «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках Henderson впервые будет выставлен с коляской.
Вот такой вот «гендерсон». Этот мотоцикл не ходил в разведку и не вывозил с поля боя раненых, не был в поверженном Берлине, не восстанавливал шахты Донбасса, не покорял целину, не строил БАМ и не принимал никакого участия в освоении нефте-газового комплекса Сибири. Он не совершил ничего особенного, ничего героического. Возил хозяев на работу, за город по грибы, в гости к друзьям на дачу. Однажды хозяева вознамерились было отправиться на «старичке» в Крым, но он сломался, не доехав и до Тулы, и домой вернулся в кузове грузовика.
И все-таки, что-то в нем есть. Чем-то эта машина уникальна. Подумать только, подавляющее большинство его «братьев» давным-давно в раю для мотоциклов (байкеры верят, что таковой существует), а этот – жив. Заводится, ездит. Почему именно он, а не другой? Кто его знает. Превратности судьбы.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

04.10.2013 Гамаши
10.12.2013 Ecurie Ecosse
10.07.2014 Mercer Type 35R
05.11.2014 Варта
Все статьи