Ретроспектива
13.02.2014
Устами младенца

Немецкий инженер Август Хорьх отметился в истории как основатель сразу двух автомобильных марок, причем, обе были с одинаковым названием, но на разных языках. Подобный случай стал единственным во всемирной автомобильной истории. 

В 1899 Август Хорьх основал в городке Эренфельде недалеко от Кельна собственную фирму Horch & Сie. На первых порах Хорьх занимался ремонтом чужих машин, стационарных двигателей и различных электротехнических устройств. Штат компании первоначально составлял лишь одиннадцать человек. Однако уже через два года результатом работы коллектива стал первый автомобиль марки Horch. Его конструкция получилась весьма новаторской для тех лет: двухцилиндровый двигатель располагалась спереди, коробка передач объединялась с главной передачей — для того времени очень смелые технические решения. Так началась легенда по имени Horch. 

Вторая модель получила карданную передачу вместо цепной, алюминиевый картер двигателя и шестерни в коробке передач из высоколегированной стали. На третьей модели стоял четырехцилиндровый 20-сильный мотор. Производство расширялось и в 1902 году Август Хорьх перевел фирму в Райхенбах, а спустя еще два года — в Цвиккау. Уставной капитал акционерного общества достиг к тому времени внушительной суммы в 140000 марок, а через два года составлял уже полмиллиона. Уже тогда автомобили Horch красовались перед посетителями Берлинского и Парижского автосалонов, начались поставки на экспорт, а одну машину даже заказал султан острова Ява. Все шло отлично, но Августу Хорьху было тесно и на таком предприятии. 

На календаре 1909 год. Предприятию Хорьха исполняется десять лет и сам он полон новых идей: шестицилиндровый мотор, несущие кузова, бесшумная коробка передач... Но носящее его имя предприятие — не его собственность, а акционерное общество! И все изобретения надо согласовывать еще и с теми, у кого в кармане не один десяток акций. Как известно финансисты деньгами рисковать особо не любят и новаторские идеи Августа Хорьха не находят воплощения, просто потому, что совет директоров не отпускает на это средств. Тогда Хорьх громко хлопнул дверью — на компромиссы он идти не любил, и буквально через считанные дни в том же Цвиккау основал другое предприятие и, конечно же, присвоил ему собственное имя — Horch Automobil-Werke GmbH. 

Теперь в небольшом саксонском городке сразу два автомобильных завода с одинаковым названием — Horch! Подобный факт вполне мог бы занять достойное место в газетной колонке, описывающей различные жизненные курьезы, но стал достоянием судебной хроники. На Августа Хорьха подали в суд его же бывшие партнеры, отсудившие в итоге торговую марку Horch. Почти сразу же после суда Хорьх собрал на квартире у одного из компаньонов Франца Фикентшера заседание, посвященное единственной цели — выбору нового имени для компании. Дискуссия уже приобрела бурный характер, когда сын Фикентшера Генрих, зубривший в тот момент латынь, вставил в спор и свою реплику: Audiatur et altera pars! Так юридическое правило «Выслушай другую сторону», провозглашавшее судебную объективность, стало именем новой автомобильной марки Audi. Повод оказался простым до банальности: Horch на немецком — повелительное наклонение глагола «слушать», как и Audi на латинском. Таким вот нехитрым способом Август Хорьх прописался в автомобильной истории сразу на двух языках, а в рекламе Audi на начальном этапе специально делался акцент на названии фирмы. 

Редакция сайта получила двадцать три ответа на загадку, опубликованную 8 февраля, и многие из них правильные. Согласно правилам конкурса призы получат три участника, первыми приславшие ответ. 

Поздравляем победителей конкурса, на почту Вам придет уведомление о получении призов!

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

15.10.2013 Мундштук
26.07.2013 Усы
27.05.2014 Lancia
08.09.2013 Шляпы
Все статьи