Ретроспектива
29.08.2015
Первый советский дрегстер
«Харьков-Л3» стал первым советским дрегстером — рекордным автомобилем, специально предназначенным для заездов на короткие дистанции со стартом с места.
Автомобиль имеет форму цилиндра, заостренного спереди, построенного на трубчатой раме, весом всего 240 кг. В качестве силовой установки применялся один из трёх наддувных двигателей объёмом 337 см. куб., мощностью 70 л.с. при 10000 об/мин., 484 см. куб., мощностью 100 л.с. при 8000 об/мин., 558 см. куб., мощностью 120 л.с. при 8000 об/мин., развивая в «топовой» версии скорость до 190 км/ч. Использование взаимозаменяемых силовых установок позволило дрегстеру соревноваться сразу в трех классах.

«Харьков-Л3» участвовал в заездах с 1967 по 1972 год, установив по рекорду в каждом из трех классов на дистанции 500 м со стартом с места. В дальнейшем планировалось установить на автомобиль двигатель класса 5 (1100 см. куб., 140 л.с.), но реализован этот план не был.

Задумал, сконструировал и построил этот автомобиль в харьковском автомотоклубе общества «Трудовые резервы» в 1965 году уникальный человек — Эдуард Осипович Лорент, выдающийся гонщик и талантливый инженер-самоучка. История нескольких поколений Лорентов — почти автомобильная история страны. Родился Эдуард Осипович в Риге, где его отец работал на велосипедной фабрике Лейтнера, строившей в том числе и автомобили. В 1915 году фабрику эвакуировали в Харьков, где обосновались и Лоренты. Именем этого города Эдуард Осипович будет называть свои рекордные автомобили. Гоночная карьера начинается с мотоциклов: в 17 лет он своими руками собрал фактически из металлолома тысячекубовый Harley-Davidson, а в 1937 году Лорент стал уже чемпионом и рекордсменом СССР в мотоспорте.

Первый «Харьков-Л» Эдуард Осипович построил в 1952 году. Именно тогда в Советском Союзе появилась классификация рекордно-гоночных автомобилей, соответствующая международной. За рекорды государство выплачивало хорошие призовые, а конкуренция только добавляла азарта — в Харькове за звание рекордсмена боролись сразу четыре энтузиаста автоспорта: Лорент, Никитин, Помогайбо и Попов. 23 октября 1952 года Лорент на «Харькове» ставит первый рекорд — 5 км с хода он пролетает со скоростью 203 км/ч.

Увидеть «Харьков-Л3» и другие удивительные автомобили Лорента, причём не только стоящими на месте, но и в движении, во время показательных заездов, можно будет на 24-й Олдтаймер-Галерее в Сокольниках 17-20 сентября. Спорткары будут представлены мастерской Евгения Шаманского.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Олдджек
а как же спорт-кары от Симонова? Хоть и реплики, но в тему...

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

26.07.2013 Усы
Все статьи