Ретроспектива

Какой автомобиль вспоминают первым делом при упоминании «лэнд-лиза»? Конечно, полноприводный грузовик Studebaker модели US6 (1942-45 гг.), грузоподъемностью 2,5 тонны по грунтовке и 5 тонн по шоссе. Из почти 219 тыс. выпущенных машин 86% отправились по лэнд-лизу в СССР. Причем на многие из них устанавливали реактивные системы залпового огня БМ-13 и БМ-31-12.

На американских рекламах военных лет частенько пытались изобразить Studebaker на фоне то ли русских, то ли среднеазиатских пейзажей.

Поскольку, значительная часть техники поступала в СССР через Иран...

Читать полностью

В 1942 году фирма Studebaker начала производство легкого гусеничного транспортера М28. Вскоре, после серьезной модернизации он был заменен на М29 Weasel («Ласка»). Почти одновременно появился плавающий вариант (отличается поплавками спереди и сзади) М29С.

По воде он двигался со скоростью в 6 км/ч за счет вращения резино-металлических гусениц. По суше же «Ласка» разгонялась до 48 км/ч. Первоначально машина разрабатывалась для войны на севере, однако использовали ее в основном в тропиках.

Читать полностью

Среди бесчисленных подарков товарищу Сталину на его 70-летний юбилей встречалось много масштабных моделей различных машин и механизмов. Но если, например, уменьшенные копии автомобилей выполнялись в виде «нерабочего» макета, передававшего только внешний облик изделия, то модели некоторых машин представляли собой великолепные «механические игрушки» с маленькими моторами, приводившими в действие...

Читать полностью

Трубка Сталина давно стала культовом предметом. Многие историки считают, что для вождя важнее был не сам процесс курения.
Они считают, что трубка Сталина — не более, чем инструмент, позволяющий делать многозначительные паузы в разговоре. Ведь умение держать паузу много значит не только для актеров.
Трубка способствует межчеловеческому общению и помогает в нём.

Читать полностью

Вы можете представить себе товарища Сталина, обедающего в корабельной столовой? А, подобно корабельному коку, готовящего обед для команды небольшого парохода? Или в роли заправского шеф-повара, занятого варкой и жаркой всякой вкуснятины для трёх сотен пассажиров морского лайнера? Невероятно, но у Иосифа Виссарионовича была возможность приобщиться к приготовлению и дегустации корабельных блюд...

Читать полностью

Перед вами кастом-проект купе Mercury 1950 года: заниженная крыша, современная резина с оригинальными колпаками, салон с индивидуальным дизайном. «Меркьюри» тех лет — культовый автомобиль в кастомайзинге. В России такие машины довольно редки, тем интереснее будет увидеть один из них на мартовской Олдтаймер-Галерее на стенде мастерской Carbers.

Читать полностью

Историки и любители военной техники горячо спорят о преимуществах и недостатках танков и самолетов, вступивших в смертельную схватку на полях сражений Второй Мировой. Но в тени этих жарких споров забывают об очень скромных помощниках советского солдата — обычных кирзовых сапогах.

Первые попытки получить дешёвый искусственный заменитель кожи начались еще в самом начале ХХ века.

Читать полностью

Граница вызывала и вызывает сильные эмоции. Людям всегда была интересна эта зримая или незримая черта, отделявшая родное и привычное от чужого и незнакомого. Можно рассказать множество интересных историй связанных с границей и пограничной стражей. Иногда магия невидимых линий, разделявших государства, даже превращала вполне себе заурядные местности в крупные туристические объекты.

Читать полностью

Почти все экспонаты выставки «Подарки вождям», которую с 6 по 9 марта проводит в Сокольниках Политехнический музей, в большей или меньшей степени символичны. Осторожно разматывая «клубок истории» и узнавая удивительные тайны предметов, принадлежавших некогда властителям 1/6 части мира, поневоле начинаешь искать важный скрытый смысл в самых, на первый взгляд, простых вещах. Вот, например, рабочие Гданьска отправили в дар Сталину модель кривошипного пресса для изготовления консервных банок. И что с того, казалось бы? Однако, во времена не столь отдалённые, некий электрик с тамошней судоверфи так преуспел в своём бунтарстве, что несчастный Гданьск надолго останется в наших глазах символом антибольшевистского инакомыслия.

Вот и появляется вопрос: а не мог ли «гданьский сувенир» иметь своею истинною целью «поставить шпильку» вождю всех народов?

Читать полностью

В недавней истории советской автомобильной промышленности неожиданно находятся удивительные «белые пятна». Например, помним ли мы, что в СССР существовала небольшая фирма, строившая настоящие спорткары, уверенно противостоявшие на трассах европейских ралли самым мощным иномаркам? Причём, это были не единичные, а вполне серийные автомобили!

Читать полностью

В 1940 году корпорация Chrysler (отделение Dodge) начала производство целой линейки армейских автомобилей серии VC (T202), грузоподъемностью ½ тонны.

Машины были максимально унифицированы с обычными пикапами, но отличались упрощённой кабиной и полным приводом с подключаемым передним мостом и одноступенчатой раздаточной коробкой. Мотор стоял 6-цилиндровый, рабочим объемом 3,2 литра мощностью 79 л.с.

Читать полностью

К 70-летнему юбилею Сталина, торжественно отмечавшемуся в декабре 1949 года, подарки прибывали со всего земного шара. Но этому подарку не надо было далеко путешествовать — он был сделан в Москве. Что довольно иронично. Ведь это был предмет, как никакой другой предрасполагающий к путешествиям в далекие неведомые края. Подарок лежал в роскошном футляре из карельской березы и бархата, но при этом все равно оставался горным компасом.
Горный (геологический) компас был таким же жизненно необходимым инструментом в полевой работе геолога, как и молоток.

Читать полностью

Полдюжины лет тому назад (точнее, осенью 2009 года) на российские телеэкраны вышел сериал «Автомобили в погонах». К тому времени информация об истории отечественного автомобиля была уже вполне общедоступна, разложена по нумерованным полочкам, сдобрена множественными экспертными толкованиями. Да и на телеэкране частенько появлялись разнообразные фильмы, программы и передачи «про машинки». Тем не менее, созданный в студии «Крылья России» телевизионный цикл «Автомобили в погонах» вызвал...

Читать полностью

Среди подарков, врученных И.В. Сталину на 70-летний юбилей, есть вот такой, на первый взгляд ничем не примечательный чемоданчик.

Этот вольтметр и амперметр — прибор для измерения напряжения и силы тока, подаренный вождю варшавскими рабочими, через три недели можно будет увидеть на выставке «Подарки вождям» в Сокольниках, организованной Политехническим музеем.

Читать полностью

Вторую Мировую принято называть «войной моторов», однако это утверждение может быть оспорено.

Веломузей Андрея Мятиева представит на фестивале «Моторы Победы» в Сокольниках экспозицию, посвященную истории военно-велосипедного дела и продемонстрирует ряд редких, а порой и уникальных образцов армейских велосипедов самый старый их которых изготовлен в 1899 году.

Посетители увидят английский складной аппарат, который вместе с десантниками союзников...

Читать полностью

Среди тысяч подарков И.В. Сталину на 70-летие, присланных со всех уголков мира, многие имеют техническую направленность. Каждый подарок по-своему уникален и интересен, все они отражают современнейшие на тот момент достижения прогресса и дизайна. Новейшие модели автомобилей, радиоприемников, кинокамер, фотоаппаратов... И всё-таки, один из подарков особенно выделяется своей необычностью — телевизор Т-1 «Москвич».

Это был поистине уникальный прибор — первый отечественный серийный электронный телевизор с новым, впервые в мире примененным стандартом чёткости в 625 строк.

Читать полностью

Интересно, кто в Советском Союзе был самым первым коллекционером масштабных моделей автомобилей? Имя одного кандидата мы можем назвать наверняка. Гордым обладателем собрания уменьшенных копий автомобилей, тракторов, локомотивов, вагонов и прочих машин неожиданно оказался... ни кто иной, как Иосиф Виссарионович Сталин! К своему 70-летию, торжественно отмечавшемуся в декабре 1949 года, вождь народов получил громадное количество мыслимых и немыслимых подарков, среди которых вырисовывалась настоящая коллекция отличных моделей колёсных транспортных средств. Работники больших и малых заводов дружно преподносили товарищу Сталину макеты своих машин, но особо отличился коллектив Горьковского автозавода имени Молотова.

Читать полностью

Вспоминая необычные машины Второй Мировой войны, нельзя не упомянуть о странной лоханке-амфибии «Швимваген». Созданный Фердинандом Порше, на базе еще не успевшего стать народным «Жука», VW Type 166 Schwimmwagen по праву считается одной из первых и массовых серийных амфибий в мире. «Schwimmwagen» в переводе с немецкого просто «плавающий автомобиль».
Курировала создание автомобиля нацистская спортивно-оздоровительной профсоюзная...

Читать полностью

История трехосных армейских грузовиков GMC началась в 1939 году с дебюта модели ACKWX (6×6). Она оснащался 6-цил. бензиновым мотором собственного изготовления (4,1 л, мощность 93 л.с.).

На этой довоенное коммерческой рекламе отлично видно, что кабина и оперение взяты с гражданской модели. При этом особое внимание уделяется новому легкому рулевому редуктору с подшипником с циркулирующими шариками.

Читать полностью

Роль войск НКВД СССР в Великой Отечественной войне это огромный и важный пласт нашей истории. К сожалению, сегодня умалчивающийся, а порой и сознательно искажающийся.

С 6 по 9 марта в Сокольниках на фестивале «Моторы Победы» Центральный музей внутренних войск МВД России организует большую экспозицию, посвященную...

Читать полностью
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер
Путешествие по Стране Нераспустившейся Лаванды (с аналитическими созерцаниями и различными дорожными кунштюками)
Ужас парализовал волю. Психологический шок грозил перерасти в ступорозное состояние… Посудите сами. Посреди утреннего прованского безлюдья, при попытке залить 25 литров горючего в бак прокатного «Peugeot-308», мобильник выдал SMS следующего содержания: «С Вашего банковского счета, мсьё, списано € 120». Спустя полминуты прилетел следующий SMS-приветик: «…и ещё на сто двадцать евро иссякла Ваша безналичная кубышка!».   1
Немой свидетель давней трагедии (к столетию советского кино 1919-2019 гг.)
В ходе следствия по факту гибели Евгения Урбанского компетентные органы вынесли вердикт — «несчастный случай». С этого момента Госкино СССР строго запретило самим актёрам участвовать в трюковых съемках, и в отечественном кинематографе официально утвердилась профессия каскадера.  
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер
Дигитальные собаки и аналоговые «Жигули» на фоне Кавказской Джорджии (Дорожные заметки российского путешественника)
Бездомные собаки, собирающиеся на Мосту Мира через реку Кура, своей профессией овладели в совершенстве. Если улечься вверх пузом и задрать лапы, то рано или поздно прогуливающиеся туристы вознаградят эту безропотность кусочком чего-то съестного. Правда, по понятиям приезжих, вкусным может считаться ломоть лепёшки «шоти», испечённой в керамической печи «тонэ». Ну, это вам, Гостям-с-Севера, такая еда в охотку. А нам, тбилисским псам, что-то мясное желательно сжевать…   1
Самодвижущийся механизм (танк) Игнатьева – прообраз современных дистанционно управляемых роботов
В настоящее время всем людям, имеющим хотя бы небольшое отношение к технике хорошо известны возможности современных дистанционно управляемых роботов, получивших широкое применение во многих областях человеческой деятельности.  
Денис Орлов
Автомобильный критик
Букетом по мотоциклету
Каждому памятны кадры кинохроники — встреча первого космонавта Планеты Юрия Алексеевича Гагарина в Москве, 14 апреля 1961 года. Толпы на улицах, самодельные плакаты, всеобщее ликование. Длиннющий кортеж во главе с увешанном цветочными гирляндами кабриолетом ЗиЛ-111В цвета парадной генеральской шинели.   1
Иван Баранцев
Журналист
«Машина ЗИС-110 за счет Патриархии»
Один из наших автомобильно-исторических мифов гласит, что в 1949 году Иосиф Виссарионович Сталин подарил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I лимузин ЗИС-110 зеленого цвета.  
О будущем не говорят - его делают!
В середине прошлого века, в послевоенном Союзе ССР, мы не знали слов «Невозможно» или «Нереально». Даже самый распоследний на свете троечник дрался с отличниками за библиотечных Стругацких. И, как молитву, повторял про себя манящие строки тех, кто уже заглянул в будущее...  
Коламбия без пикчерс
Недавно мир любителей исторических ретроавтомобилей всколыхнула сенсационная новость. Уважаемому историку Ивану Баранцеву удалось обнаружить в архиве несколько подлинных фотографий электромобиля Columbia...  
Двенадцать лет за рулём Руссо-Балта
История легендарной российской автомобильной марки «Руссо-Балт», по-прежнему не дает покоя любителям автомобильной старины. На эту тему уже написано множество книг и статей, но она продолжает будоражить пытливые умы автомобильных историков. Все еще остаются нераскрытыми некоторые белые пятна, связанные с судьбой единственного сохранившегося до наших дней подлинного автомобиля «Руссо-Балт К12/20», хранящегося в коллекции Политехнического музея.   2
История одной картины
«Нет настолько старых предметов, о которых нельзя было бы сказать что-то новое»Ф.М. Достоевский. «Дневник писателя»  
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер
Про ЗИС, «ширпотреб» и ночные вазы
В Советском Союзе любили использовать аббревиатуры. ВКП(б), НКВД, ВЦСПС, АВТОДОР, ГОССНАБ, ДОБРОЛЁТ, ГУЛАГ…Среди устойчивых Эс-Эс-Эс-эРовских буквосочетаний имелось и такое: ТНП. Хотя, Товары Народного Потребления чаще называли расхожим словом «ширпотреб».   1
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер
Soul - Design
Есть такой специфический жанр в музыке: соул-джаз. Душевный, экзальтированный, тонкозаострённый, на грани нервного срыва. Непригодный для фоновой аудио-поддержки шумного застолья. Лишь - для себя. Ну, и для близких единомышленников, которые тоже секут в этом деле… Эрик Владимирович Сабо работал в жанре соул-дизайн.   1
Денис Орлов
Автомобильный критик
Неделя Volvo на «Олдтаймер-Галерее». То, что вы не знали о шведской марке, но очень хотели узнать. С днём рождения, Volvo!
Сегодня автомобилям Volvo исполняется 90 лет. В этот день в 1927 году из ворот фабрики в Хисингене выехал первый легковой автомобиль. Мы поздравляем компанию и, как водится, озадачены, чем бы удивить юбиляра? Нет способа лучше, чем подметить какие-то особенные факты в его биографии. Не только неизвестные гостям, но и те, которым и сам герой торжества не придает значения. Или, может, просто подзабыл.  
Денис Орлов
Автомобильный критик
Неделя Volvo на «Олдтаймер-Галерее». То, что вы не знали о шведской марке, но очень хотели узнать. В памяти народной
Примерно в 20 километрах к северо-востоку от Берлина, в тенистом лесу на берегу озера раскинулся посёлок Вандлиц. Там, под охраной спецполка "Феликс Дзержинский" жили члены ЦК Социалистической единой партии Германии - правящая верхушка ГДР. После народных волнений 17 июня 1958 года партийные бонзы сочли, что жизнь в самом Берлине, в уютном квартале на Маяковски-ринг в Панкове, небезопасна. Так и возник посёлок в лесу. Простые граждане ГДР как только его не называли! И "Бонзенхаузен", и "СЕПГ-гетто". Однако вскоре за элитным поселением закрепилось совсем уж необычное прозвище - "Вольвоград".  
Денис Орлов
Автомобильный критик
Неделя Volvo на «Олдтаймер-Галерее». То, что вы не знали о шведской марке, но очень хотели узнать. Идеи и партнёры
Все компании мира заимствуют идеи. В самом начале проекта Ассар Габриэльссон и Густав Ларссон договорились использовать только те технические решения, что уже применялись другими не менее двух лет и доказали свою состоятельность. С одной стороны, это гарантировало от просчётов, с другой - формировало в глазах потребителей представление об автомобилях Volvo, как очень консервативных.  

Другие блоги