Ретроспектива

Американская фирма Diamond T, без лишней скромности присвоившая себе название «бриллиант», была хорошо известна в СССР как производитель балластных тягачей — перевозчиков танков. До начала поставок по лэнд-лизу подобная техника в Красной Армии была экзотикой.

Впрочем, первыми с этими замечательными машинами познакомились англичане. Diamond T981 (М20) здорово помогли им во-время битвы в Северной Африке с войсками Роммеля. На рекламно-пропагандистском рисунке 1942 года как раз показан эпизод перевозки пехотных танков Matilda Mk II по пустыне.

Читать полностью

Масштабные десантные операции стали во время Второй Мировой войны «визитной карточкой» американской тактики. В них участвовало множество амфибий самых разных конструкций, но, пожалуй, самой известной стала модель, предложенная General Motors. Морские пехотинцы окрестили ее «Уткой» (Duck), за хорошие водоплавающие свойства. И, конечно за название — GMC DUKW 353.
Расшифровывалось это так: D —означала год создания — 1942, U — utility, многоцелевой, K — передний ведущий мост, ну а W — три моста. Корпус был разработан кораблестроительной фирмой Sparkman & Stephens, а шасси с переделками взято от GMC CCKW353 (полный привод, мотор 6 цил. бензиновый, объем 4,42 л, мощность 92 л.с. при 2750 об/мин.).

Читать полностью

В конце 1941 года американским автомобилестроителям пришлось спешно переходить на военную продукцию. Кто-то сумел продолжить выпуск автомобилей, правда уже армейских. Кому-то пришлось осваивать производство карабинов, снарядов, пушек и танков. Packard не относился ни к тем, ни к другим. Ещё до войны он наладил производство...

Читать полностью

Семь десятилетий военные историки пробуют объяснить поражения Красной Армии в первые дни войны. 22 июня навсегда останется в нашей памяти днём величайшей трагедии. Прежде всего тяжелейший урон понесла советская авиация. За первые сутки войны наши общие потери составили почти 1200 самолетов. Эту чудовищную цифру объясняют и внезапностью нападения, и техническим превосходством, и опытом немецких пилотов. Отличалась и тактика — если главное для сталинских соколов было выполнить боевое задание (защита бомбардировщиков, штурмовка или разведка), то немцы гнались прежде всего за личным счётом. Всё это важно. Но исследователи не замечают один важный нюанс.

Читать полностью

Любители олдтаймеров и знатоки военной техники очень ценят красочные кадры с боевыми машинами времён войны. Ещё больший восторг вызывает возможность вживую увидеть объекты своих увлечений. И уж совсем единицы могут похвастать опытом вождения или пилотажа старой техники.

К счастью, новые технологии делают реальностью то, что ещё вчера казалось фантастикой.

Читать полностью

Среди множества юбилейных даров Сталину, которые смогут увидеть с 6 по 9 марта в московских Сокольниках гости выставки Олдтаймер-Галерея, будет один подарок от довольно необычного человека. Судите сами — в 1920 году будучи кадетом Одесского Кадетского корпуса он был эвакуирован с остатками армии Деникина в Сербию. Поступил учиться в Варшавский университет. Стал известным в Европе инженером-радиоконструктором. С началом Второй Мировой войны был вновь эвакуирован...

Читать полностью

Потрясающая история, в наши дни звучащая почти невероятно! Март 1945-го. На фронтах Великой Отечественной войны ещё продолжаются ожесточённые бои, а обескровленный и разрушенный Советский Союз отправляет в польскую столицу 30 троллейбусов ЯТБ-2. Тронутые такой заботой варшавяне, спустя четыре года дарят И.В. Сталину на 70-летие... маленькую сделанную вручную модель варшавского троллейбуса. И в этом глубоко символичном жесте было всё — и благодарность, и любовь, и восхищение.

Читать полностью

Любителям ретростиля осталось совсем недолго ждать своего главного праздника — уже в начале марта в «Сокольниках» сразу три павильона распахнут свои двери для любителей старинных автомобилей и истории техники. Купив один билет, гости выставки смогут посетить сразу три интереснейшие экспозиции — шоу «Олдтаймер-Галерея», фестиваль «Моторы Победы» и выставку-сенсацию «Подарки вождям», представленную Политехническим музеем, на которой впервые с 1955 года будут продемонстрированы...

Читать полностью

История ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и ее сторонниками. И если в советское время роль ленд-лиза хотя и признавалась, но всячески умалялась советскими историками — то сегодня многие пропагандисты заявляют, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну.

Если учитывать голые цифры — помощь, которая оказывалась СССР в годы войны его союзниками по антигитлеровской коалиции, была действительно незначительной и никак не повлияла на победу СССР в ВОВ, так как составляла всего около 4 % средств, затраченных страной на войну. Но война это не всегда только цифры. В СССР поставлялись остро необходимые материалы,,,

Читать полностью

В первой половине 30-х годов полноприводные вездеходы были редкостью. А чтобы считаться автомобилем повышенной проходимости и попасть на армейскую службу, достаточно было иметь две ведущие оси из трёх. Правда, большинство тогдашних трехосок отличались недостаточными ходами подвески (а значит и ограниченной проходимостью) и дороговизной. Решить проблему взялись братья Ван Доорн из Голландии, основавшие фирму DAF еще в 1928 году.

Читать полностью

В 1939 году небольшая фирма Corbitt построила прототип армейского полноприводного грузовика «АА» с тремя ведущими мостами и грузоподъемностью в 6 тонн. После доработок в 1940 году он превратился в 50SD6. Однако, нет предела совершенству. Автомобиль был доработан более крупным производителем — White. Он же придумал ему яркое название «666». Это означало вовсе не число дьявола, а «6 тонн, 6 колес и 6 ведущих колес». В общем-то, логично. Хотя такие названия больше годились для атеистического СССР...

Читать полностью

Все наслышаны о истории немецкого «народного автомобиля». «Фольксваген-жук» (Volkswagen Käfer), ставший самым массовым автомобилем в истории человечества, был одним из пропагандистских проектов нацистов. Кто-то вспомнит другие гитлеровские «народные» программы. Например, «народный телевизор» (Volksfernseher, 1939-й год), «народный холодильник» или «народную квартиру». Кроме слова Volks в названии, все эти проекты объединило ещё и то, что они никогда не были реализованы.

Читать полностью

В 1941 году Ford принял участие в создание малогабаритного грузовика. По мудрому замыслу военных, такой автомобиль должен был занимать как можно меньше места в трюме или на палубе кораблей. При этом компоновка «водитель над двигателем» исключалась с самого начала из-за ограничения по высоте. В конкурсе, кроме Ford приняли участие GMC, Chrysler, Studebaker. Однако по итогам на вооружение была принята фордовская конструкция...

Читать полностью

Принято считать, что военная техника это голый прагматизм. Впрочем некоторым армейским машинам удалось остаться в истории автомобилестроения примерами оригинальности и даже экстравагантности.

Многие удивительные образчики конструкторско-дизайнерского гения середины прошлого века можно будет уже через месяц вживую увидеть на военно-техническом фестивале «Моторы Победы» в Сокольниках.

Читать полностью

Мало кто знает, что Ford Motor Company одно время работал над любопытной противотанковой самоходкой T8, вооруженной 37-мм пушкой М3. Возимый боекомплект при этом был весьма солидным — 100 снарядов. Прототип был спроектирован так, чтобы вступать в бой прямо с колес. Для этого пушка находилась спереди, за ней располагались наводчик и заряжающий, позади них водитель, а справа от него мотор — рядная «шестерка»...

Читать полностью

Покатать сына верхом на игрушечном танке, стать свидетелем поединка в масштабе 1:4, забраться внутрь «киношного» танка, узнать у реставраторов, каким образом им удаётся возвращать к жизни столь серьёзную технику, в конце-концов, просто посидеть на броне...

В начале марта Вам — в Сокольники!

Читать полностью

Любопытно, что в 1941 году у американцев уже были БТРы, но почти не было бронеавтомобилей. Конкурс на лучший образец затянулся, потому в серию броневики пошли только в 1942 году, причем львиная их доля по лэнд-лизу поставлялась англичанам, которые дали машинам имена собственные.

Двухосный (4×4) бронеавтомобиль Chevrolet М6 стал называть Staghound (Гончая), а трехосный (6×6) Ford GAK (он же М8) — Greyhound (Борзая).

Читать полностью

На старой фотографии, так удивительно предвосхитившей популярную рекламу Volvo c Ван Даммом, запечатлены артиллерийские тягачи Raupenschlepper Ost и СТЗ-5...

Читать полностью

6 — 9 марта 2015 сразу три павильона выставочного центра «Сокольники», общей площадью около 10 тысяч квадратных метров, будут отданы любителям старинных автомобилей, технического антиквариата и военной истории.
Вне всякого сомнения, главное событие праздничного уикенда, которое может заставить многих мужчин забыть о «женском дне» — это военно-технический фестиваль «Моторы Победы»...

Читать полностью

Любители олдтаймеров, как никто другой, могут подтвердить правильность крылатого выражения «Все новое — это хорошо забытое старое».

И речь тут не только о периодически всплывающих автомобильных новинках — которые оказываются, по сути, повторением уже когда то применявшихся решений.

Читать полностью
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер
Путешествие по Стране Нераспустившейся Лаванды (с аналитическими созерцаниями и различными дорожными кунштюками)
Ужас парализовал волю. Психологический шок грозил перерасти в ступорозное состояние… Посудите сами. Посреди утреннего прованского безлюдья, при попытке залить 25 литров горючего в бак прокатного «Peugeot-308», мобильник выдал SMS следующего содержания: «С Вашего банковского счета, мсьё, списано € 120». Спустя полминуты прилетел следующий SMS-приветик: «…и ещё на сто двадцать евро иссякла Ваша безналичная кубышка!».   1
Немой свидетель давней трагедии (к столетию советского кино 1919-2019 гг.)
В ходе следствия по факту гибели Евгения Урбанского компетентные органы вынесли вердикт — «несчастный случай». С этого момента Госкино СССР строго запретило самим актёрам участвовать в трюковых съемках, и в отечественном кинематографе официально утвердилась профессия каскадера.  
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер
Дигитальные собаки и аналоговые «Жигули» на фоне Кавказской Джорджии (Дорожные заметки российского путешественника)
Бездомные собаки, собирающиеся на Мосту Мира через реку Кура, своей профессией овладели в совершенстве. Если улечься вверх пузом и задрать лапы, то рано или поздно прогуливающиеся туристы вознаградят эту безропотность кусочком чего-то съестного. Правда, по понятиям приезжих, вкусным может считаться ломоть лепёшки «шоти», испечённой в керамической печи «тонэ». Ну, это вам, Гостям-с-Севера, такая еда в охотку. А нам, тбилисским псам, что-то мясное желательно сжевать…   1
Самодвижущийся механизм (танк) Игнатьева – прообраз современных дистанционно управляемых роботов
В настоящее время всем людям, имеющим хотя бы небольшое отношение к технике хорошо известны возможности современных дистанционно управляемых роботов, получивших широкое применение во многих областях человеческой деятельности.  
Денис Орлов
Автомобильный критик
Букетом по мотоциклету
Каждому памятны кадры кинохроники — встреча первого космонавта Планеты Юрия Алексеевича Гагарина в Москве, 14 апреля 1961 года. Толпы на улицах, самодельные плакаты, всеобщее ликование. Длиннющий кортеж во главе с увешанном цветочными гирляндами кабриолетом ЗиЛ-111В цвета парадной генеральской шинели.   1
Иван Баранцев
Журналист
«Машина ЗИС-110 за счет Патриархии»
Один из наших автомобильно-исторических мифов гласит, что в 1949 году Иосиф Виссарионович Сталин подарил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I лимузин ЗИС-110 зеленого цвета.  
О будущем не говорят - его делают!
В середине прошлого века, в послевоенном Союзе ССР, мы не знали слов «Невозможно» или «Нереально». Даже самый распоследний на свете троечник дрался с отличниками за библиотечных Стругацких. И, как молитву, повторял про себя манящие строки тех, кто уже заглянул в будущее...  
Коламбия без пикчерс
Недавно мир любителей исторических ретроавтомобилей всколыхнула сенсационная новость. Уважаемому историку Ивану Баранцеву удалось обнаружить в архиве несколько подлинных фотографий электромобиля Columbia...  
Двенадцать лет за рулём Руссо-Балта
История легендарной российской автомобильной марки «Руссо-Балт», по-прежнему не дает покоя любителям автомобильной старины. На эту тему уже написано множество книг и статей, но она продолжает будоражить пытливые умы автомобильных историков. Все еще остаются нераскрытыми некоторые белые пятна, связанные с судьбой единственного сохранившегося до наших дней подлинного автомобиля «Руссо-Балт К12/20», хранящегося в коллекции Политехнического музея.   2
История одной картины
«Нет настолько старых предметов, о которых нельзя было бы сказать что-то новое»Ф.М. Достоевский. «Дневник писателя»  
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер
Про ЗИС, «ширпотреб» и ночные вазы
В Советском Союзе любили использовать аббревиатуры. ВКП(б), НКВД, ВЦСПС, АВТОДОР, ГОССНАБ, ДОБРОЛЁТ, ГУЛАГ…Среди устойчивых Эс-Эс-Эс-эРовских буквосочетаний имелось и такое: ТНП. Хотя, Товары Народного Потребления чаще называли расхожим словом «ширпотреб».   1
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер
Soul - Design
Есть такой специфический жанр в музыке: соул-джаз. Душевный, экзальтированный, тонкозаострённый, на грани нервного срыва. Непригодный для фоновой аудио-поддержки шумного застолья. Лишь - для себя. Ну, и для близких единомышленников, которые тоже секут в этом деле… Эрик Владимирович Сабо работал в жанре соул-дизайн.   1
Денис Орлов
Автомобильный критик
Неделя Volvo на «Олдтаймер-Галерее». То, что вы не знали о шведской марке, но очень хотели узнать. С днём рождения, Volvo!
Сегодня автомобилям Volvo исполняется 90 лет. В этот день в 1927 году из ворот фабрики в Хисингене выехал первый легковой автомобиль. Мы поздравляем компанию и, как водится, озадачены, чем бы удивить юбиляра? Нет способа лучше, чем подметить какие-то особенные факты в его биографии. Не только неизвестные гостям, но и те, которым и сам герой торжества не придает значения. Или, может, просто подзабыл.  
Денис Орлов
Автомобильный критик
Неделя Volvo на «Олдтаймер-Галерее». То, что вы не знали о шведской марке, но очень хотели узнать. В памяти народной
Примерно в 20 километрах к северо-востоку от Берлина, в тенистом лесу на берегу озера раскинулся посёлок Вандлиц. Там, под охраной спецполка "Феликс Дзержинский" жили члены ЦК Социалистической единой партии Германии - правящая верхушка ГДР. После народных волнений 17 июня 1958 года партийные бонзы сочли, что жизнь в самом Берлине, в уютном квартале на Маяковски-ринг в Панкове, небезопасна. Так и возник посёлок в лесу. Простые граждане ГДР как только его не называли! И "Бонзенхаузен", и "СЕПГ-гетто". Однако вскоре за элитным поселением закрепилось совсем уж необычное прозвище - "Вольвоград".  
Денис Орлов
Автомобильный критик
Неделя Volvo на «Олдтаймер-Галерее». То, что вы не знали о шведской марке, но очень хотели узнать. Идеи и партнёры
Все компании мира заимствуют идеи. В самом начале проекта Ассар Габриэльссон и Густав Ларссон договорились использовать только те технические решения, что уже применялись другими не менее двух лет и доказали свою состоятельность. С одной стороны, это гарантировало от просчётов, с другой - формировало в глазах потребителей представление об автомобилях Volvo, как очень консервативных.  

Другие блоги