До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
23.02.2016
Бронеавтомобиль и ручка-убийца

Даже случившееся в 1969 году покушение на Л.И. Брежнева у Боровицких ворот не заставило руководство СССР пересесть на бронированные автомобили. Лишь в конце 70-х – начале 80-х годов поездки первых лиц государства «в броне» стали нормой.

Считается, что причиной массового строительства «броневозов» стали многочисленные обращения много¬численных «друзей» СССР с просьбой предоставить им бронированный лимузин, поскольку, как они полагали, выпуск броневиков здесь давно поставлен на поток и не представляет никакой проблемы.

Злые языки, впрочем, утверждают, что настоящей причиной было желание автостроителей ЗИЛа и причастных к этому лиц «немного заработать» на солидном государственном заказе, современными словами говоря – вы¬бить бюджет и неспешно «освоить» его.

Как бы то ни было, в 1981 году ЗИЛ приступил к выполнению программы «Тополь», целью которой было «... создание автомобиля для высших партийных и правительственных органов, а также дипломатических представительств за рубежом».

Масштаб программы был грандиозен. Помимо теоретических и проектных изысканий был проведен ряд дорогостоящих краш-тестов различных автомобилей, в том числе – одного из бронированных ЗиС-115 выпуска 1953 года, принадлежащих ГОНу.

«Этот тест стал одним из этапов проверки пассивной безопасности будущего ЗИЛ-4105, поскольку машина строилась по той же концепции «бронекапсулы», что и ЗиС.

Тест проводился в 1985 году по самым современным на тот момент требованиям безопасности. В машину усадили манекены водителя и пассажира на переднее сиденье и манекены на заднее сиденье, за перегородкой. Для всех пассажиров и водителя были установлены современные трёхточечные ремни безопасности. Общая масса тестируемого автомобиля соответствовала весу автомобиля проекта «Тополь», то есть 4200 кг.

Как видно из кадров киносъемки, машина, спроектированная в 1944-м и изготовленная в 1953 году, выдержала тест весьма достойно.

Во всяком случае, наружные повреждения вписываются в самую современную концепцию о легко деформируемых наружных зонах (с целью поглощения энергии удара) и жесткой структуре непосредственно пассажирского салона. При скорости столкновения в 48,9 км/ч деформация от перед¬него бампера до передней стойки крыши составила 770-775 мм, а вот от переднего бампера до задней стойки крыши - 775-795 мм. Значит, деформация от передней стойки крыши до задней со-ставила всего от 5 до 20 мм! От руля до внутренней перегородки -50 мм. Двери автомобиля после удара были открыты без применения инструмента, самооткрывания не произошло. Неприятной неожиданностью стало смертельное повреждение манекена на переднем пассажирском сиденье. Он был сражен наповал... ручкой от перчаточного ящичка, сделанной на совесть из качественного материала. Кто ж знал-то в те годы, когда её устанавливали, где может таиться угроза жизни?

Полученный опыт от этого теста, как и от всего комплекса испытаний, был использован при создании и последующей модернизации бронеавтомобилей.

В результате с созданием современного бронеавтомобиля на ЗИЛе справились весьма качественно, он долгое время был одним из лучших в мире».

(по материалам книги «Гараж особого назначения. 90 лет на службе Отечеству 1921-2011»)

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
S_Iones
Красивая шишечка ручки перчаточного ящика была не только у броневика ЗИС-110С/115, но и у базового ЗИС-110. Рисковали все - охрана ответственных работников, врачи скорой, пассажиры такси, сами ответственные работники, привыкшие ездить рядом с шофером. Возможно, по архивам донесений МВД/МГБ и лежат бумаги об авариях, где пассажиру ЗИСа пробивало голову или выбивало глаз.

Но тогда считалось, что обеспечивать безопасность обязан шофер, а не какие-то устройства вроде ремней. И он за ДТП со смертельным исходом привлекался к ответственности, как за умышленное убийство. Причем при Сталине за это полагался срок - долгий, но для того времени обычный. А при "светлой", "либеральной" хрущячей оттепели в 1954-м за умышленное убийство ввели расстрел. Под вышку попадали даже хозяева Москвичей и Побед за сбитого пешехода или мотоциклиста. В 1957-м вышло разъяснение верховного суда - владельцев личного транспорта не расстреливать, а профессиональных шоферов - как и раньше к стенке. И так до 1961-го, когда ввели новый уголовный кодекс со специальной шоферской статьей за ДТП. (Это я в книге по истории ГАИ вычитал).
0
shelby500
S_Iones, Да, с такими законами был стимул ходить пешком. А учитывая, какие бывают бухие пешеходы, то и сейчас подумываешь, что ну его фиг -- водить)

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

15.09.2014 Юбилей
05.07.2013 Coppa di Sicilia
Все статьи