Ретроспектива
10.02.2019
Жить стало веселей
По воспоминаниям дочери Сталина Светланы Аллилуевой, её папа в 1946 году поехал в Крым на автомобиле. Дальше –только слухи, которые расходятся. Терпения вождя хватило не то до Тулы, не то до Мценска или даже до Харькова. Потом всё равно пришлось пересаживаться на поезд. Дороги были – сплошь грунтовки! Сталин много говорить не любил: «Эту дорогу надо быстренько сделать. По ней советские люди поедут отдыхать на юг».

Асфальтированное шоссе практически с «нуля» построили за три с половиной года. Оно пошло практически прямо на юг в обход населённых пунктов в направлении Серпухов –Тула – Орёл – Белгород – Запорожье – Мелитополь –Джанкой – Симферополь. 1 августа 1950 года госкомиссия приняла все 1399 км двурядного, обсаженного по сторонам лесополосами, шоссе от Москвы до Симферополя.

Воспоминания о его постройке нам оставил писатель Феликс Иванович Чуев: «В распоряжение строительства передали воинские части, подлежащие расформированиюпо демобилизации – 120 тысяч человек. Их двинули с юга. Навстречу, с севера, шли бригады обычных рабочих и многочисленных заключённых. Чтобы дело спорилось, на обоих фронтах работ к финишной черте ежедневно подкатывали бочку пива. Бригада, выполнившая норму первой, эту бочку осушала. Руководитель работ генерал-лейтенант В.С. Рясной добился, чтобы за выполнение заданий на каждом участке строительства вручали премии, а за ударную работу досрочно освобождали по 200 заключённых, которых ещё и награждали. Многие зэки раньше срока вышли на свободу с орденом на груди. А кроме бочек пива, трассу начали украшать столы с водкой и закуской – мощнейший стимул всенародного строительства».

Но самое удивительное, что обслуживать этот маршрут сразу после постройки начали стремительные такси ЗИС-110. Вопреки общепринятому мнению, они ходили из Москвы не только до Симферополя, но и до самой Ялты. Да что там «ходили» - летали! На прямых участках без встречного движения, которых тогда было много, они гнали далеко за «сотню»! Весь путь включал семь остановок иночёвку в гостиницах в Белгороде, Харькове или первом советском «мотеле» под Харьковом «Зелёный Гай» – и занимал менее 32 часов. Коммунистическая партия, по слухам, с подачи Сталина,охотно демонстрировала миру равенство всех советских трудящихся. Каждый мог прокатиться на таком же автомобиле, как и вождь всех народов! Поэтому ещё в 1947 году 1-й Московский таксопарк получил 30 машин ЗИС-110. Проезд на них стоил дороже, чем на обычных такси. Шофёры загружали машину под завязку, и стоимость проезда делилась на всех. Сесть в такси ЗИС-110 можно было на автостанциях у гостиницы «Москва», на площади Свердлова напротив Большого театра, на Пушкинской площади, у Северного речного вокзала и у главного входа на ВСХВ-ВДНХ. В двух последних точках пассажиров терпеливо поджидали исключительно кабриолеты! Высшим советским шиком было взять такой кабриолет и отправиться кататься по Бульварному, Садовому кольцу или вообще махнуть на Ленинские горы. Уехать на такси ЗИС-110 можно было ещё и в аэропорт Внуково, в города Рязань,Тулу, Владимир и Харьков – билеты на дальние рейсы продавали на автостанциях. Весной 1955 года у Первого таксопарка маршрутную деятельность отобрали, и ЗИСы-110 продолжили возить пассажиров только во Внуково. А в 1958 году все ЗИСысписали. Отныне на автомобилях высшего класса стали ездить только члены Политбюро ЦК КПСС и директор ЗИСа, переименованного в ЗИЛ.

Немного жаль, что больше нельзя увидеть на столичных улицах монументальные такси ЗИС. Впрочем, одну из этих машин покажут с 7 по 10 марта в Сокольниках на «Олдтаймер-Галерее», куда она приедет издалека - из Верхней Пышмы, что под Екатеринбургом. Ведь именно в этом городе располагается недавно открывшийся, но уже овеянный слухами и легендами великолепный Музей УГМК.
Такси ЗИС-110 у гостиницы «Москва». Окраска, как и у такси «Победа»: серый верх, синий низ, между ними длинная полоса шашечек
Автостанция такси ЗИС-110 на площади Свердлова. Вдали вестибюль станции метро «Площадь революции», за машинами стена Китай-города у гостиницы «Метрополь», напротив – Большой театр
Такси ЗИС-110 на Пушкинской площади. Эти машины поступили в Первый таксопарк к празднику «800-летия Москвы» 7 сентября 1947 года. В тот день ещёзаложили 8 сталинских «высоток»
Кабриолет на смотровой площадке Ленинских гор у лыжного трамплина, которого уже нет. К середине 50-х годов все такси ЗИС-110 стали чёрными
ЗиС-110 из Верхней Пышмы готовится к Олдтаймер-Галерее
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

04.12.2013 Век АЗС
29.06.2014 Fitch Phoenix
Все статьи