Ретроспектива
11.02.2014
Пикапы и социализм

Как вы думаете, что это такое? Сельская идиллия? Случайный кадр с колхозником, который доволен новым урожаем? И в нагруженной овощами машине вроде бы можно узнать жигули-копейку? 

Но нет. Это польский родственник Fiat 125p, а точнее — его версия в кузове pick-up. 

В серийное производство модель попала в 1972 году, а представленные выше постановочные фотографии были сделаны для рекламной брошюры. Предполагалось, что версия пикап заинтересует владельцев частных ферм и мелких ремесленников. Да-да, в коммунистической Польше того времени владельцы земляных наделов, площадь которых составляла менее 50 гектаров, вполне себе сохранили свою землю в частном владении. 

Однако идея, как говорится, «не выстрелила» — несмотря на очень солидные доходы польских фермеров. Даже баснословно богатые по тем временам и меркам частники не захотели покупать пикап-версию Fiat 125p. Гораздо выгоднее и рациональнее было купить специальный грузовичок или микроавтобус. 

Это к вопросу о том, почему СССР не производил пикапов

Во-первых, малыми сериями производил — например, Иж-27151. 

К тому же было немало разных мелко-серийных и полу-кустарных пикапов, да и просто прототипов пикапов разных моделей и марок. Скажем, красивый прототип ВАЗ 2106 «Турист». 

Однако чисто экономически производство пикапов оказалось невыгодным. Не только в СССР, но даже в Польше, где почти сразу после смерти Сталина лидер страны Владислав Гомулка заявил, что у их страны будет особый путь — с частным владением землей, предпринимательством и производством. В условиях плановой экономики, а также благодаря неповоротливости государственных промышленных гигантов и отсутствию конкуренции с крупным бизнесом подобная позиция позволила мелким частникам делать просто вызывающе огромные состояния. По сути дела, все государство спонсировало тогдашних частников — но даже им пикапы оказались почти не нужны...

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
S_Iones
Во-первых, Турист на базе ВАЗ-2106 назвать красивым нельзя никак. Как раз ВОТ ЭТО - откровенно неудачный пример спецкузова на базе легкового. Здесь уж у поляков с их ФИАТом вышло намного лучше.

Во-вторых, пикапы в чистом виде, типа ИЖ-27151, не были популярны в нашем народном хозяйстве, так как груз в них НИКАК не защищен. Если проблему непогоды еще можно решить, натянув тент, то от воров и хулиганов в открытом пикапе груз никак не спрячешь. Зато базовый ИЖ-2715 выпускался массово, официально его звали фургоном, но практически это был пикап чистейшей воды. ВСЕ силовые элементы кузова у него заканчивались бортами платформы, теми же, что у открытой версии 27151. Верх так называемого фургона не нес никакой силовой нагрузки и снимался, если отвернуть несколько болтов. Его удаление никак не влияло на жесткость кузова. Притом железный верх обеспечивал элементарную защиту содержимого кузова и мало удорожал машину в целом.

В-третьих, у всяких мелких частников в ходу машины, в которые "больше влезает". По этой причине ВСЕГДА конкуренцию пикапу составляет малотоннажный грузовик. Польские фермеры выбирали Нысы и Жуки, а у нас в 90-х по той же самой причине препятствием к развитию производства пикапов стала Газель.

Только со временем проявился круг покупателей, которым нужен более компактный и экономичный грузовичок - так, например, у нас нашли небольшой спрос пикапы и коммерческие шасси ВИС, выпускаемые в малых количествах не на главном конвейере, а силами производства автомобилей малых серий в качестве нишевого товара.
0
shelby500
В принципе 125-й был лучше приспособлен для работы пикапом, чем 124-й из которого пошли все "классические" "Жигули". Все-таки рессоры сзади. А вообще пикапы на базе легковых уже давно уступили место фургонам. И сохранность груза гарантируется и запихнуть легких ящиков под крышу можно много. Любят пикапы на базе легковых в основном в Австралии.

Можно конечно вспомнить США -- как страну пикапов. Но там они унифицированы с легкими и средними грузовиками.
0
dmk
В США пикапы - это и есть легкие грузовики. И унифицированы они с внедорожниками :)
но в 60-70 и даже 80х годах там выпускали пикапы на базе больших седанов - Шевроле ЭльКамино, Форд Ранчеро...
0
boroda
Пикапы на базе легковых далеко не везде уступили место фургонам. И вполне неплохо используются в Европе, в частности Франции и Испании. Там схема та же самая, как написал автор выше - официально это фургон на базе легковой, по факту - пикап с крышей, которая не несет силовой нагрузки и у части моделей может быть съемной. В основном это ситроены, пежо и фиаты. Причем из-за специфики климата, возраст их может быть и янгтаймерами. Причина - теснота улиц в старых городах.
0
Aleksandr
где то в 80 году я был на новый год в Таллине и видел пикап на базе Ваз 2102, и по всему заводской

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

31.12.2013 Новый год
05.11.2014 Варта
04.03.2014 The Moscow car
27.05.2014 Lancia
Все статьи